РАЗРАБОТКИ
|
Детская одаренностьАвтор: Репкина Светлана Владимировна Дети от природы - народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится все менее и менее заметным. Все реже звучит вопросы «почему?» и «зачем?», и очень зримо представляется картинка, подсмотренная поэтом Валентином Берестовым в каком – то образовательном учреждении нашей страны, которую мы можем наблюдать в стихотворении: У маленьких учеников Шестые классы Токмаков В десятом классе Токмаков А ведь ребята в самом деле Из опыта работы выяснилось, что самым сложным является включение учащихся в самостоятельную исследовательскую работу, где требуется специальные знания, общие умения и навыки исследовательского поиска. Руководство детскими исследованиями требует от учителя не только отличного знания предмета исследования, но и обладания чертами ученого – исследователя. Несмотря на то, что в последнее время существует большое количество литературы по исследовательскому обучению, освещающей теоретическое положения, слишком мало пособий практической направленности. Государственные стандарты общего образования нового поколения предлагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями, - на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Творческой группой учителей начальных классов разработаны методические рекомендации, целью которых стало решение практической задачи исследовательского обучения младших школьников – помочь детям освоить первые навыки исследовательского поиска, на основе идей А.И.Савенкова В учебном плане школы не запланирован курс обучения научно- исследовательской деятельности, поэтому исследовательское обучение ориентировано на внеклассную и внеурочную работу. Методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения можно использовать и на самых разных предметных занятиях. Выбирая темы для исследования, учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации. Так, в начальной школе можно провести анкетирование или опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три – пять проблем, которые им наиболее интересны. Не беда, если учащиеся не отметили вопросы, на которые был ориентирован сам учитель. Исследование тем и хорошо, что можно интегрировать проблему и менять акценты.
Правила выбора темы исследования.
Дети могут провести и оперативное исследование по предложенной учителем тематике. Отправляясь на прогулку, они получат индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по окружающему миру. Например: «Исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы», «Какие растут деревья», «Выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе», «Понаблюдать, как зимуют травы» и др. Темы могут быть:
Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определённой группе собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов или развитии компьютерной техники и др. Из всех тем исследовательских работ теоретические – самые сложные. Подготовка к исследованиям. В первую очередь юному исследователю понадобится папка исследователя. Сделать ее можно на уроке труда. Каждый учащийся ведет свою папку исследователя, куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждую четверть и в конце года, а также по мере готовности детей. Проведение исследований. Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравиться, и начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования. Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работе с библиотечным каталогом, с сайтами Интернета. Презентация исследований. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Для этого требуется:
Работа над детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. Как мы уже отмечали, исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество. Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими – либо внешними установками. Каждая игра – исследование состоит из двух этапов: тренировочных занятий и самостоятельного исследования. При прохождении курса «Окружающий мир» в начальной школе предполагается исследовательская деятельность по следующим темам:
Обычно в исследовательской работе
План работы:
Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены