РАЗРАБОТКИ
|
Использование системно-деятельностного подхода с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языкаАвтор: Шалагинова Анна Александровна В обучении иностранным языкам существуют различные подходы, различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным является системно-деятельностный подход, который служит теоретической основой Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует обучающихся к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого обучающегося. Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования обеспечивает:
При изучении иностранного языка термин системно- деятельностный подход дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Формирование коммуникативной компетенции, которая лежит в основе всех прочих компетентностей поликультурной личности, является центральной проблемой современной лингводидактики . Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Задача коммуникативного подхода - заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке. Коммуникативная компетенция дает возможность человеку войти в чужую культуру, получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения обучающихся в различного рода деятельность через
На уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции я стараюсь выбрать такую технологию, найти такие методы и приёмы, которые создадут наиболее оптимальные условия для достижения поставленной цели. О некоторых из технологий я хочу рассказать подробнее. Наиболее эффективным средством включения обучающегося в процесс общения на уроке является игровая деятельность. На уроках английского языка часто использую игровые технологии при введении и закреплении новой лексики. Так при изучении темы провожу игры, такие как: 1) "Кто больше?" За определенное время (5 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Например, examination, constitution; 2) "Crossword" На доске написано по вертикали сложное слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали (слова по горизонтали будут относиться, например, к какой-либо теме). school room boy sport cross crossword word floor record friend; 3) "Много слов из одного слова" Учитель называет слово, обучающиеся должны назвать, например, животных (еду, цвета и т.д), названия которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове; 4) "Запомни, повтори и добавь слово" Взять любую букву английского алфавита, например, Р, а реn – a pen and a book – a pen, a book and a pencil... При применении изученной лексики использую ролевую игру. применение которой предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Обучающиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. В ролевой игре обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и обучающиеся – равноправны как речевые партнеры. Обучающимся нравятся такие ролевые игры, как: 1) «В магазине» 2) «Другой возраст» 3) «Плюсы и минусы» 4) «Семья» 5) «Путешествия по городам» В рамках деятельностного подхода на уроках английского языка применяю парную и групповую работу. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить обучающихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть формировать коммуникативные умения. Приведу примеры методик парной работы:
На уроках использую также и групповую работу. Обучающимся нравится метод “Учимся вместе”. В разнородных группах они работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы. В последние годы на уроках иностранного языка широко применяется проектная деятельность – она является неотъемлемой составляющей УМК по английскому языку. При планировании практической деятельности обучающихся на уроке следует учитывать дифференциацию их по уровню подготовки и по темпу работы. Обучающимся предлагаю темы для проектной деятельности, соответствующие их возрасту и интересам, например: 1) «My family» (“Моя семья)” На младшей ступени обучения обучающийся может просто сделать подписи на семейной фотографии или кратко рассказать о своей семье (как зовут, возраст, профессия). На средней ступени обучения он может написать рассказ о жизни своих родителей, а на старшей ступени ему по силам провести исследование по теме «The origin of my name»; 2) «Национальные праздники Англии» Обучающийся знакомится с культурой изучаемой страны, старается сам выбрать материал, который ему интересен (в данном случае выбирает сам праздник и подбирает интересующий его материал); 3) «Достопримечательности Лондона» Предлагает обучающимся познакомиться с достопримечательностями Лондона (Big Ben, Tower of London, Westminster, London Bridge, Hyde Park, B Palace, Trafalgar Square) и выбрать одну для подробного изучения, поиска информации и разработки проекта. Реализация системно-деятельностного подхода в практическом преподавании английского языка обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Роль учителя на уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций обучающимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого обучающегося , принимать его мнение , обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата. Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у обучающихся универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода. Литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены