РАЗРАБОТКИ
|
Использование метода-интеллект карт на уроках литературного чтенияС каждым годом обучения количество информации необходимой для усвоения ребенком в школе растет. Для того, чтобы полученная информация была эффективной, необходимо ее качественно обрабатывать. В обработке большого объема информации сегодня незаменим метод интеллект-карт. Основоположником данного метода был американский психолог Тони Бьюзен. Сегодня в России изучением этого метода занимается Санкт-Петербургский университет. Доказано, что эффективность карт связана с работой головного мозга при обработке информации. Учащиеся, усваивая информацию используют только левое полушарие мозга, которое отвечает за анализ и логику. При этом правое полушарие, отвечающее за восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения находится в покое. Такое восприятие информации получается неполным, не дает ученику видеть целостную картину и мыслить ассоциативно. Интеллект-карты помогают, задействовать оба полушария. Таким образом, этот метод является важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи. В начальной школе на уроках литературного чтения полезно использовать метод интеллект-карт при анализе прочитанного произведения или конкретного литературного героя. С примером возможности использования интеллект-карт можно познакомиться на примере конкретного урока в 3 классе на тему: В.В. Бианки «Мышонок Пик». Литературное чтение. «В.Бианки «Мышонок Пик». Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Речевая разминка. Учитель: Ребята, давайте прочитаем скороговорку, которую я вам сегодня приготовила. Шли сорок мышей. Учитель: Прочитайте скороговорку медленно. - Прочитайте тихо. - Прочитайте, сделав логическое ударение на числительные. - Прочитайте очень быстро друг другу. По правилам работы в группе один говорит, другой слушает. Сначала 1 вар читает скороговорку 1 раз быстро 2 вар. Оцените свою пару. 3. Постановка темы и целей урока Учитель: Подумайте, как эта скороговорка связана с нашим сегодняшним уроком? (Мы будем сегодня продолжать работать со сказкой В. Бианки «Мышонок Пик»). Сегодня мы не только проанализируем произведение, но и дадим характеристику главному герою сказки. Ребята, на уроках литературного чтения мы уже давали характеристику различным литературным героям, использую при этом интересный метод. Кто из вас вспомнит, как он называется? (метод интеллект карт) Кто автор нашей сказки? (В.В. Бианки) -Расскажет нам о жизни и творчестве В.В.Бианки наша умница Попова Алина. Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». А чем занимаются ученые орнитологи? Главная тема его произведений – лес и его обитатели. Бианки говорил: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отечеству и фамилии. …И вот я пишу рассказы, повести, сказки – про зверей и птиц, про охоту, про лес, мою радость!». - Он написал такие замечательные произведения как…(Лесные происшествия, лис и мышонок, лесные домишки и многое другое) Давайте, посмотрим на экран, там представлена выставка книг. - Ребята, кто из вас заметил среди книг, то произведение, которое мы изучали на прошлом уроке и будем изучать сегодня? - А есть ли среди книг знакомые вам? - На сколько глав разделён наш рассказ в учебнике? (на 5) - Посмотрите внимательно на экран. В правильном ли порядке они расположены? - Главы перепутались местами. Давайте расставим их в правильном порядке. (ученик у доски)
– Сегодня мы отправляемся в путешествие с мышонком Пиком на своем корабле. Как у каждого путешественника у нас будет карта путешествия. Только что мы ее с вами создали. Каждая глава будет остановкой, на которой мы будем вспоминать содержание произведения т.е. то о чем в нем говорилось. За правильные ответы на мои вопросы вы будите получать жетоны. Кто к концу урока наберет 3 и более жетонов получит оценку. 4. Закрепление и обобщение знаний. Фронтальный опрос. А начнем мы с проверки вашей памяти. Проведем словарную работу. Поможет нам это сделать наша умница Березовская Лена. Она подготовила кроссворд, в котором будут отгадками словарные слова. Вопросы:
А мы причаливаем к 1 остановке, которая называется «Мореплаватель». Давайте подберем слова-синонимы к названию нашей главы и остановки. (моряк, корабельщик, мореход) Начнем нашу викторину:
Найдем в учебнике диалог ребят и прочитаем по ролям. Стр. 73-74
Мы благополучно преодолели 1 остановку и плывем дальше.
– Проверим знания главы «Кораблекрушение». - Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из одноименного мультфильма, а вы подумайте, какие враги ждали мышонка в самом начале путешествия.
Расскажет нам об этой птице наш умник. Скопа, является одной из самых красивых и редких птиц на планете, занесена в Красную книгу Российской Федерации. Питается пернатый хищник исключительно живой рыбой. Семейная пара этого вида вместе с птенцами съедает до 1 килограмма рыбы в сутки. Ест в основном больную рыбу, является «санитаром» водных просторов. Во время охоты она способна нырять на глубину до полутора метров. - Подведем итоги.
ФИЗКЛЬТМИНУТКА (Просветов, Коновалова) Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте). Продолжаем путешествие с нашим героем. Следующая остановка называется “Страшная ночь”. Здесь нас ждет тест, с помощью которого я проверю ваши знания об этой главе. У каждого из вас на столе лежит бланк с тестом. Сейчас каждый самостоятельно ответит на вопросы теста, а затем мы все вместе сделаем проверку. - Проверим ваши тесты. Напротив правильного ответа ставим + , неправильного -. Тест 1. 1. Кого первым повстречал мышонок Пик, когда ночью после кораблекрушения искал пищу на берегу?
2. Мышонок усаживался, поднимал стебель передними лапками, как руками, и быстро съедал _________.
3. Плюх – шлёп! – ударилось что – то о землю недалеко от мышонка. Кто это был?
4. Какого страшного врага встретил мышонок на берегу?
5. Где провел остаток ночи мышонок Пик?
6. Чему научился Пик во время страшной ночи?
Сегодня каждый сможет сам оценить свои результаты. Поставьте себе оценку. Мы все вместе преодолели остановку страшная ночь. Наступило утро, и мы продолжаем путешествие.
Перечитаем жужжащим чтением эту главу и подчеркнем в тексте ответ на вопрос.
Да, одному путешествовать нелегко.
- Ребята, а чему вы вместе с мышонком научились за время путешествия? 5. Работа в парах Вместе с мышонком мы преодолели испытания. А теперь давайте поговорим о нашем главном герое более подробно. Работать будем в паре. Сегодня мы дадим характеристику маленькому путешественнику и воспользуемся для этого методом интеллектуальных карт т.е. мы нарисуем и расскажем. Этот метод для нас новый, поэтому будем работать все вместе. В середине листа бумаги мы заранее изобразили главного героя произведения – мышонка Пика. Вокруг мышонка мы располагаем 5 главных слов, которые помогут нам раскрыть героя, рассмотреть его с разных сторон. Внешний вид, характер, приключения, домик, пища. Начнем работу с характера мышонка. Посмотрите на доску и выберите из перечисленного те черты характера, которые можно отнести к мышонку. (Добрый, осторожный, смелый, глупый, умный, злой, находчивый, самостоятельный). Следующим пунктом опишем внешность мышонка. Подумайте в паре и вспомните, как он был описан автором в тексте? (Малюсенький, розовый ротик, порезанное ушко, жёлтый, худенький, хвостик) Начало нашей интеллект карты заложено. К следующему уроку вам необходимо будет заполнить оставшиеся пропуски. Карта поможет вам на следующем уроке дать характеристику главному герою т.е. рассказать о нем. Дома можно будет карту красочно оформить. 5. Подведение итогов - Когда я прочла данную сказку, то вспомнила пословицу. - Прочитайте ее. Подходит ли она нашему главному герою мышонку? «Невелика мышка, да зубок острый». - Как вы ее понимаете? - Чему нас хотел научить автор, показав, в сказке именно такого главного героя? -Показать на примере этого героя – маленького мышонка, что можно выйти победителем из сложной ситуации, только не нужно теряться, впадать в панику, суетиться. - Люби живое, бережно относись к окружающему миру, помогай слабым. А наш урок подходит к концу. Ребята, скажите, пожалуйста, в нашем учебнике 5 глава последняя, а заканчиваются ли на ней путешествия мышонка? (нет, у нас в учебнике произведение дано в сокращении) –Если хотите узнать чем закончилось путешествие мышонка, возьмите в библиотеке книгу В.Бианки и прочтите до конца. Очень интересно! 6. Рефлексия - Мы подводим итоги нашего урока. Мне хочется, чтобы каждый из вас оценил сегодня свою работу на уроке. -На столе у каждого из вас заготовлено 3 кораблика.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены