РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности процесса профессионального самоопределения подростков в условиях общеобразовательной школы

Автор: Захезина Светлана Борисовна

В ХХI веке взят курс на модернизацию экономики, нацеленную на «прорыв» по всем направлениям, эффективное использование трудового потенциала страны приобретает особое значение. Поэтому, обучающимся, для реализации своих профессиональных планов, необходимо обладать знаниями и навыками, которые помогут им быстро переориентироваться в непостоянном рынке труда или потери работы. Сейчас, период личностного, профессионального, социального самоопределения молодых людей сокращается. Они вынуждены быстрее, чем их сверстники прошлых десятилетий, понять себя, свои потребности и возможности, научиться соотносить свои интересы с объективными требованиями, адекватно реагировать на вызовы времени [2, с 23].

Каждый обучающийся должен знать, что рынок образовательных услуг предлагает на выбор огромное количество вариантов получения профессии. Значительные изменения происходят в структуре самих образовательных учреждений: появилась целая группа колледжей и техникумов, созданных на базе бывших ПТУ, они сохранили в своей структуре подразделения начального профессионального образования. В настоящее время происходит рост числа подразделений среднего профессионального образования в составе высших учебных заведений. Наконец, появилась потребность в современных рабочих кадрах, без которых невозможно развитие инновационной экономики нашего региона и всей страны. Общепризнанно, что в информационно − технологическом обществе ХХI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образования, науки, создание условий для реализации и развития прогрессивных технологий. В связи с этим важная роль отводится проблеме профильного обучения, которая находится в русле основных мировых тенденций поисков оптимальных путей её решений [3, с.1]..

Даже хорошо организованная профориентационная деятельность в процессе проведения уроков не обеспечивает систематического и полного ознакомления учащихся с различными профессиями, т.к. в рамках школы она не охватывает всех сфер производственной деятельности. Путь преодоления этих недостатков в организации, прежде всего внеклассной и внешкольной работы, которая должна служить своеобразным продолжением учебных занятий и выполнять свои задачи в формировании представлений о мире профессий и запросах рынка [2, с.18].

Таким образом, возникают следующие проблемы в организации профессионального самоопределения обучающихся:

  • выбор способов, методов, программ по профессиональному самоопределению учащихся школы;
  • организация процесса профессионального самоопределения учащихся школы;
  • назначение ответственного по организации процесса профессионального самоопределения учащихся школы.

Эти проблемы и обусловили актуальность нашего исследования − изучение особенностей управления процессом профессионального самоопределения подростков в условиях общеобразовательной школы.

Проблема профессионального самоопределения долгое время не рассматривалась и не изучалась (как самостоятельное направление): в течение долгого времени решались вопросы профориентации учащихся, т.е. проблема выбора профессии и места в трудовой сфере с ориентацией на соц. заказ общества, профессиональную среду.

Для начала, необходимо рассмотреть сущность понятия «профессиональное самоопределение».

Д. А. Леонтьев и Е. В. Шелобанова в своих работах раскрывают понятие «профессиональное самоопределение», как «построение образцов возможного будущего», характеризуя его как «событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее отнюдь не только на ее профессиональную составляющую».

«Профессиональную составляющую» они объясняют тем, что «человеку необходимо, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность за выбор ложится на его собственные плечи» [2, с. 43].

Анализируя понятие «профессиональное самоопределение», Е. А. Климов, выделяет то, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, и даже в последующие годы возникает необходимость в пересмотре и коррекции профессиональной жизни человека. Выбор профессии определяет уровень личных притязаний, основанных на оценке человеком своих способностей и возможностей.

Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся [3, с. 67].

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознании [2, с. 69].

И поэтому, столь велика роль педагога, родителей в формировании и коррекции профессиональных планов молодежи, в поиске наиболее оптимальных путей воздействия на молодых людей в процессе профессионального становления. В этой связи чрезвычайно важна наиболее полная информированность, как педагогов, так и родителей о современной ситуации на рынке труда.

Современное управление школой не может считаться достаточным без организации общественно − профессионального управления. Наряду с педагогическим и родительским самоуправлением должное внимание необходимо уделять ученическому самоуправлению в школе.
Управление процессом создания системы профориентационной деятельности осуществляет администрация школы. На подготовительном этапе она предлагает идею создания системы профориентационной деятельности совету школы, заручается поддержкой попечительского совета, разрабатывает модель управления процессом, создает мотивационную среду для педагогов через реализацию системы морального и материального стимулирования [3, с. 78].

На проектировочном этапе администрация выдвигает перед коллективом, родителями и общественностью идею создания системы профориентационной деятельности «Найди себя». Формирует творческую группу педагогов – образовательный модуль «Профориентационная деятельность − основа профессионального самоопределения школьника. Совместно с педагогическим коллективом и органами общественно-государственного управления разрабатывает систему, создает нормативно-правовую базу. Осуществляет подготовку педагогов по программе профессионального роста, создает Координационный совет.

Повышение профессионального мастерства педагогов, обучение основным методам и формам различных направлений профориентационной работы (профессиональная информация, профессиональная агитация, профессиональное просвещение, профессиональная диагностика и профессиональная консультация) проходит через систему педсоветов, семинаров, практикумов, педагогических мастерских, тренингов, мастер − классов, индивидуальных консультаций, самообразования по программе профессионального роста. С педагогами работает психолог, социальный педагог, специалисты центра занятости.

Роль взаимодействия общеобразовательной школы с другими организациями в управлении процессом профессионального самоопределения требует сетевой организации процесса обучения, в который вовлекаются несколько образовательных учреждений. Кооперация близлежащих общеобразовательных учреждений в реализации профильного обучения без выделения лидера − ресурсного центра (распределённый профиль) позволит дать импульс к развитию всех учреждений, объединившихся для этой цели.

Необходимым условием создания в школе образовательного пространства, способствующего профессиональному самоопределению обучающихся, является введение предпрофильной подготовки через предметно − ориентированные и межпредметные курсы, профориентационную и информационную работу.

Распределение часов предпрофильной подготовки соответствует концепции предпрофильного обучения, включает максимально полный набор элективных курсов, имеет необходимое ресурсное обеспечение. Предложенные курсы предоставляют учащимся возможность выбора, отличаются побудительной возможность самоопределения, а также позволяет сформировать их личную ответственность за сделанный выбор.

Планирование процесса профессионального самоопределения подростков в условиях общеобразовательной школы включает в себя: формирование перечня учебных предметов и элективных курсов, предлагаемых обучающимся; составление планов элективных курсов; формирование классов и межклассных групп.

Недостаток собственных ресурсов в предоставлении необходимых образовательных услуг общеобразовательное учреждение компенсирует за счет возможностей образовательной сети общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 2008. - 144 с.
  2. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В.: Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. № 1
  3. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе (Чистякова С. Н., Пряжников Н. С., Родичев Н. Ф.). Электронный ресурс: www.academia-proforint.ru
  4. http://www.dialog-eduekb.ru/text_group/show/proforientation
  5. http://vse-uchebniki.com/upravlenie-organizatsii-knigi/613-tipovyie-podhodyi-postroeniyu-struktur-25448.html
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены