РАЗРАБОТКИ
|
Организация исследовательской деятельности учащихсяАвтор: Ластовка Алексей Евгеньевич С введением регионального компонента школьного образования кубановедение стало обязательной составляющей учебного предмета истории. Развитие этой дисциплины значительно расширяет возможности для формирования самосознания юных россиян, воспитания патриотизма, уважения к истории и культуре нашего народа. Как показывает практика, изучение краеведения способствует пробуждению у школьников чувства малой родины, стремления к знанию ее истории, местных обычаев и традиций, сопричастности к судьбе своего народа, помогает решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем районе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Все это обосновывает его актуальность. Развитие кубановедения в школе происходит в рамках учебной деятельности (уроки, факультативные занятия), внеурочной (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ). И здесь немаловажной задачей является формирование у учащихся, способностей к самостоятельному исследованию, экспериментированию, учению через поиск и открытие. Краеведческий материал наиболее доступен для выработки исследовательских навыков, т.к. тематика исследований обеспечивается разнообразием местных источников: памятников, традиций и т.д. Одной из форм данной работы может быть участие в научно-практических конференциях школьников. Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации следующих принципов:
Критерием результативности исследовательской работы является написание реферата или творческой работы, оформление и публичное представление результатов своей деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями. Это относится к внешним результатам. Но очень важно, что в процессе работы происходят личностные изменения в самом исследователе:
Практика показывает, что главным условием их успешной реализации является сотрудничество учителя и учащихся, общий интерес к исследовательской работе, когда межличностные отношения строятся как творческий процесс взаимодействия по поиску решения проблемы. Учитель выступает исключительно в роли наставника, консультанта, руководителя проекта. Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога – основа успеха реализации исследовательской деятельности учащихся. Проектная деятельность является в настоящее время одной из перспективных технологий в образовании. Она позволяет максимально активизировать интерес учащихся к предмету, развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы, способствует общению. Проектная деятельность максимально социализирует ребенка, готовит его к жизни во взрослом трудовом коллективе. Для реализации исследовательских проектов организую групповую и индивидуальную работу учащихся. Немаловажна работа учащихся в группах, когда, вступая в контакт, дети решают, в том числе коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Результаты проекта учащиеся чаще оформляют с помощью компьютерных технологий. В первую очередь исследовательская деятельность на основе ИКТ используется на уроках. Например, в 9 классе урок по теме «Великая Отечественная война на Кубани». На реализацию проекта ушло 10 дней. Класс разделился на четыре группы, были определены последовательные шаги реализации проекта, направленные на поиск доказательств особенностей «своего» движения:
Каждая группа результаты поиска оформила в виде презентации. Проделав большую поисковую работу, девятиклассники не только сумели выстроить материал и защитить свои позиции, но и проникнуться духом той эпохи, используя стихи, песни, плакаты Великой отечественной войны, используя в первую очередь источники Интернета. Таким образом, организация исследовательской деятельности в процессе изучения кубановедения может способствовать формированию ключевых компетентностей учащихся, развитию их личности, и иметь общественно-полезное значение. Материалы исследований школьников в дальнейшем могут использоваться в образовательном процессе: на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях в школе, на районных научно-практических конференциях. При организации учебного процесса возможно использование разнообразных форм занятий: семинаров, конференций, встреч, «круглых столов», уроков с элементами поисковой деятельности и решением проблемных задач; сочетание урочной и внеурочной деятельности – организацию экскурсий, экспедиций, походов по родному краю.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год Популярные разработки
Логарифмические уравнения. Подготовка к ЕГЭ 5.3.5. Закон радиоактивного распада. Решение задач ЕГЭ Разговоры о важном «День первооткрывателя. Антарктида» Учимся решать задачи "Закон Ома" Физика - 8 класс Практические арифметические задачи на проценты, части, доли. Задание ЕГЭ № 15. Базовый уровень В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Сочинение ученика 11 класса «Этот мир многоязычен» 20 интересных фактов о школах в разных странах Как выбрать кружок для ребенка: Советы для родителей Плюсы хорошего поведения в школе Использование нейропсихологического подхода на уроках русского языка |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены