РАЗРАБОТКИ
|
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках историиАвтор: Хангалова Евгения Матвеевна Современному обществу необходимы творчески мыслящие компетентные специалисты, обладающие элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией и использовать её. Поэтому важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества. Ребенок по своей природе – исследователь, его небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности. Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленный проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Работа по исследовательской деятельности может проводиться индивидуально (с успешными, одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер. В своей работе исследовательскую деятельность я разделяю на урочную и внеурочную. Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме, различные технологии развивающего обучения которые дают широкие возможности применять исследование на уроке. Внеурочная исследовательская деятельность – это предметные недели, конференции, групповые занятия, элективные курсы, исследовательская и творческая работа. Наиболее интересным для меня стало применение проектного метода на уроках истории и обществознании. Для успешного результата выделяются традиционно следующие этапы работы над проектом.
Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:
Примерные темы краткосрочных исследовательских проектов, реализуемых на уроках истории в среднем звене: Исследовательские проекты: «Жизнь в Древней Греции» (5 класс); «История одной картины» (виртуальный музей 8класс); «Что в имени тебе моем» (6 класс); «Подвиг солдата» (9 класс) Игровые, ролевые проекты: «Древнегреческая школа» (5 класс), «Суд над Иваном Грозным» (7 класс); Краткосрочные проекты занимают, в основном, один урок или спаренный урок, в ходе которого учащиеся на первом уроке самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Исследовательская деятельность на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме могут стать долгосрочные проекты, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими во время уроков как самостоятельные мини-исследования. В последнее время наблюдается все большая заинтересованность школьников в научно-практических конференциях, участие в которых дает ученику возможность развить свой интеллект в творческой, самостоятельной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В ходе работы над темой учащийся осознает свою значимость, “ знакомится с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность”. В 2009 году впервые в Харганатской школе прошла I НПК «Лубсановские чтения» в ней приняли участие 64 ученика школы с 2-11 класс, что показало интерес к исследовательской деятельности у учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как
Список используемой литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены