РАЗРАБОТКИ
|
Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологииАвтор: Введение Сейчас идет переход человечества в информационное общество, определяющими в нем являются умение человека оперировать информацией, самостоятельно ее добывать и обрабатывать, а так же анализировать. Важно уметь самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Остро эта задача стоит перед учителем, именно он должен организовать такую деятельность учащихся. Помощь в этом учителю оказывает компьютер, который повышает эффективность образования. Из-за высоких темпов развития науки и техники, ростом потребности общества в людях, которые способны быстро приспосабливаться к изменениям в обстановке и мыслить и анализировать самостоятельно, которые способны отходить от стереотипов, проблема подготовки выпускников, хорошо ориентирующихся в компьютерных технологиях, приобретает очень важное значение. Мировой образовательный процесс развивается в русле современных тенденций, а именно применение в обучении современных информационных технологий. В современных школах компьютерная техника и другие информационные технологии все чаще используются в образовательном процессе в различных дисциплинах. И биология не является исключением. По классификации педагогических технологий Селевко Г.К.: «информационные технологии (ИТ) относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников». [7] Использование компьютерных технологий в процессе обучения дает доступ к различным информационным ресурсам и расширяет содержание обучающего материала, обеспечивает его логическим и поисковым характером, позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, развивать творческое мышление, а так же является стимуляцией умственной деятельности. Актуальность данной работы заключается в том, что с этого учебного года мы все перешли на новые стандарты обучения (ФГОС). Главная задача, которую мы должны поставить перед собой по новым образовательным стандартам, - научить ребенка мыслить и учиться самостоятельно, помочь ученику как личности адаптироваться в окружающем мире. С учетом современного развития и распространенности компьютерных технологии поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые могут быть использованы учителями при организации творческой познавательной учебной деятельности учащихся в процессе изучения различных предметов. Современный мир информационных технологий открывает учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет использовать новые формы и методы обучения, ввести ребенка в активный познавательный процесс. Цель: выявление методов применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе с целью повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей. Задачи, которые я перед собой ставлю:
Значимость работы состоит в том, что проанализированные и разработанные электронные ресурсы могут быть использованы учителем биологии на уроках с целью повышения эффективности образовательного процесса. «Информационные технологии – это способы получения, обработки, хранения и распространения информации с помощью современных компьютеров и программных средств». Для себя из большого количества проанализированной литературы я выбрала именно это определение и придерживалась его. По методическому назначению ППС разделяются на:
В методической литературе предложены несколько вариантов применения информационных технологий в обучающем процессе. На сегодня одни из наиболее востребованных: как средство контроля знаний; лабораторный практикум с помощью компьютерного моделирования; мультимедиа-технологии, как визуализация нового материала; персональный компьютер для самообразования учащихся. Педагогические цели использования информационных технологий: 1. Развитие личности:
2. Интенсификация педагогического процесса:
Методические задачи:
Компьютер на уроке дает:
Применение на уроках электронных материалов вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. 2. Виды уроков с использованием ИКТ и ППС По способу использования информационных технологий (по классификации А.Г. Козленко) [6] выделяют следующие типы уроков:
Классификация ППС 1. Использование собственных программных продуктов. Пакет программ из стандартного набора "Microsoft Office". Важным примером является "MS Power Point" – программа для создания презентаций, что позволяет широко использовать визуальный канал. Разнообразие цветовой палитры, анимационные и звуковые эффекты - всё это позволяет гораздо дольше удерживать внимание учащихся на уроке. Программа позволяет быстро «путешествовать» по подготовленному заранее материалу, неоднократно и без проблем возвращаясь при необходимости на предыдущие слайды с целью повторения или более детального изучения материала. 2. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). К ним относятся:
Оно может быть представлено на электронном носителе - магнитном, оптическом (CD, DVD), либо опубликовано в электронной компьютерной сети. На своих уроках я использую:
Но электронные пособия данного вида часто не удовлетворяют моим требованиям, и требованиям учеников. Компакт-диски, при частом их использовании, быстро приходят в негодность, а готовый ресурс может не устраивать меня своей структурой, цветовым решением, размером шрифта. Также важно отметить, что в этих материалах не всегда есть в наличии информация, которая важна при изучении новой темы. Следовательно, актуальным становится создание пособий по разным темам, с учетом индивидуальных особенностей учеников. Все это дает возможность использования электронного материала на разных этапах урока, для групповой или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной внеклассной работы, для повторения пройденного материала, а также заполнения пробелов в знаниях, или для самостоятельной работы сильных учеников на уроке, накопления опыта решения задач, дистанционного обучения учеников. Учебное электронное издание – содержит в себе систематизированный материал по соответствующей научно-практической области, обеспечивает творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Так же оно должно отличаться высоким уровнем оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Отличительной чертой преподавания биологии в средней общеобразовательной школе является важность демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при проверке домашнего задания (опросе), при объяснении нового материала, а так же в процессе закрепления новых знаний. По данным работ многих авторов при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает 65 %. Вначале я применяла компьютер на уроках частично, используя готовые электронные ресурсы и презентации. Позже, после освоения пакета программного обеспечения "MS PowerPoint", самостоятельно готовила презентации к урокам. После освоения большого количества электронных ресурсов по биологии научилась отбирать необходимые материалы для каждого этапа урока. На сегодня не только я использую компьютерные технологии на своих уроках, но и сами учащиеся, которые используют свои презентации, для иллюстрации своих ответов, презентации сообщений. В настоящее время я провожу уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + мульти-медийный проектор. Компьютер применяю на различных этапах урока:
Так же компьютер незаменим для проведения внеклассных мероприятий по предмету. Для расширения кругозора учащихся, их творческого и логического мышления, а так же для упрочения знаний и развития большего интереса к предмету учащимся даются творческие задания, например:
3.1 Этап объяснения нового материала Здесь я использую несколько видов учебной деятельности, а именно: Цветные рисунки и яркие фото. Это позволяет расширить визуальный ряд, увеличивает эмоциональность, дает приближенность к реальной жизни. Все это помогает учащимся лучше усваивать новый материал. Я приведу пример из своей практики. На уроке в 6 классе по теме: «Внешнее строение листа» я использую следующие рисунки и иллюстрации:
Фрагмент урока «Внешнее строение листа» Задачи урока:
При объяснении нового материала мы вместе с учащимися формулируем новое для учащихся понятие и записываем его в рабочую тетрадь. По этой теме первое понятие «лист». После чего я рассказываю о строении листа с использованием схемы «Части простого листа» (рисунок 1), после демонстрирую фото «Строение листа монстеры» После этого разбираем простые и сложные листья «Простые и сложные листья» (рисунок 3). Разбираем количество устьиц на листе (Рисунок 4). Далее при объяснении жилкования листа демонстрирую «Разновидности жилкования листа». После ввожу понятия «сетчатое», «дуговое» и «параллельное» жилкование листа. Я составила таблицу, которая показывает несколько примеров использования иллюстративного материала на отдельных уроках при объяснении новой темы. Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование визуального и звукового сопровождения нового материала позволяет более наглядно проиллюстрировать новый материал, заинтересовать учащихся. Наиболее полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп, они иллюстрируют богатый живой мир. Например, на уроке в 7 классе по теме «Многообразие класса Костные рыбы», я демонстрирую учащимся следующие слайд-шоу [2]:
Такой подход к подаче нового материала дает возможность для меня сэкономить время на уроке и наглядно показать многообразие класса Костные рыбы. Видео – использование учебных кино- и видеофильмов дает возможность в подробностях показать необходимый материал, заострить внимание учащихся на важных моментах, обеспечивает помощь в лабораторно-исследовательской деятельности. Например, в 6 классе при изучении темы «Органы растений» использование видеофрагментов «Развитие ростка» и «Прорастание семени», позволяет учащимся увидеть процесс прорастания семени и развитие ростка в короткие сроки, а так же правильно систематизировать выполнение их лабораторной работы по проращиванию семени пшеницы и проращиванию картофеля. А возможность использования паузы, копирование кадра, увеличение отдельного фрагмента, сопровождение видео текстом, звуком – все это позволяет учащимся лучше воспринимать, четко систематизировать новый материал, расширяет их кругозор, а также качественно поднимает уровень творческого мышления. На сегодня очень большой видеоматериал представлен в интернете. В своей практике я так же использую такие видеоматериалы как:
Анимации - аналоги «мультфильмов», включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических процессов, в том числе и микромира. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В них существенно облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, а за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно объяснение с важными визуальными акцентами. Больше всего мне нравится использовать видеофрагменты из цикла короткометражных видеоматериалов «Жизнь клетки», где хорошо показаны различные органеллы клетки и процессы, проходящие в клетке. Так же данный видеоролик можно использовать в помощь учащемуся при ответе на поставленный вопрос о синтезе белка, попросив его прокомментировать все происходящее на экране. Приведу еще несколько примеров. На уроке «Биосинтез белка» можно наглядно показать учащимся анимации процессов синтеза и-РНК и синтеза белка, что облегчает процесс понимания этих сложных процессов, позволяет проиллюстрировать важные этапы синтеза белка. Еще несколько сложных для понимания учащимися тем – это фотосинтез, деление клетки, эволюция. Для всего этого так же могут быть использованы демонстрационные материалы: «Процессы световой фазы фотосинтеза», «Митоз», «Образование планеты Земля». Интерактивные модели и рисунки, динамические схемы. Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Они могут быть использованы для имитации биологических процессов. К ним можно отнести интерактивные таблицы, фрагменты которых могут «оживать» в короткие анимации или увеличиваться для визуализации мелких деталей. Созданные объемные интерактивные модели позволяют облегчить процесс понимания строения, структуры сложных систем, органов, частей и др. Например, учащимся очень сложно объяснить строение органов человека, имея только плоские изображения. Поэтому на своих уроках в восьмом классе я использую интерактивные модели и рисунки: Преимущество такого вида таблиц перед плоскими рисунками и фотографиями, состоит в их объемности, наглядности и динамичности. Все это помогает правильному формированию образных представлений об организации живых организмов. Мультимедийные презентации. Так же на этапе объяснения нового материала важно использовать мультимедийные презентации, они сделаны лично мною или другими учителями- биологами и учащимися. Создание уроков-презентаций требует навыка использования компьютерной техники и большого количества времени, но оправдывается повышением познавательного интереса учащихся к предмету. В своей практике для создания мультимидийных презентаций я, наряду с другими программами, использую ранее описанную мной программу - Power Point. Она не сложна в использовании, дает возможность создавать интерактивные пособия: тренажеры, обучающие игры, задачники, словари и образовательные модули. Использование ярких реалистичных рисунков, фотографий в них дает дополнительную возможность для запоминания материала учениками. А также они осуществляют помощь при ответе на вопросы, так как многие дети испытывают трудности при решении задачи из-за того, что не видят перед глазами условия или не могут представить себе группу упомянутых в ней предметов. Помимо этого, яркие иллюстрации, которые могут быть использованы в пособии такого рода, расширяют визуальный ряд, который представлен в печатных материалах, повышая, таким образом, наглядность урока, и делает этот материал незаменимым, при объяснении нового материла. Также презентация является незаменимым помощником в самостоятельном изучении нового материала, помогает ребенку сразу получать систематизированные знания, с акцентированным вниманием на важнейших моментах изучаемой темы достаточной для создания целостной картины. Важно отметить, что самостоятельная работа учащихся с пособиями такого рода повышает их активность, дает возможность работать в индивидуальном темпе. Для школьников это создает ситуацию успеха, а учитель доводит свои навыки до автоматизма и активизирует мыслительную деятельность ребенка. Так же это важно для подготовки ребят к итоговым тестированиям. Презентация позволяет представить новый материал как систему ярких опорных, систематизированных образов, которые будут представлены в соответствующем структурированном порядке. Таким образом, мы активируем различные каналы восприятия учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Я составляю презентацию по следующим требованиям
В ходе работы над темой я лично составила электронные презентации к различным урокам. Например, урок-лекция «Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения» в 10 классе сопровождается показом мультимедийной презентации. Презентация содержит опорные точки урока, красочные иллюстрации, фотографии, сделанные на электронном микроскопе и демонстрируется при объяснении нового материала. 3.2 Этап закрепления пройденного материала На этом этапе я использую индивидуальные или групповые задания и задачи разного типа. Это могут быть тестовые задания; теоретические вопросы и вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями теоретического материала. Сложность этого этапа заключается в том, что необходима тщательная подготовка дифференцированных заданий и бланков для оформления отчетов о проделанной работе, так как на «ручную» работу у учащихся может не остаться времени или желания. Необходимо также продумать эффективную, доступную для учащихся систему оценивания результатов их работы, и донести ее до учеников до начала выполнения работы. Виды учебной деятельности, которые я использую на этом этапе:
Поле выполнения всего перечисленного, каждый учащийся самостоятельно может сравнить свои ответы с правильными ответами и сделать вывод по работе. Проведение демонстрационной лабораторной работы такого вида дает возможность учащимся быстро и правильно оформить ее в тетради и самостоятельно сформулировать вывод по проделанной работе. Использование электронных образовательных ресурсов по биологии позволяет проводить виртуальные лабораторные работы по многим темам. 3.3 Этап контроля знаний На своих уроках я использую компьютер и на этапе контроля знаний учащихся. Это дает возможность мне решить ряд задач:
Для контроля знаний я использую: тесты (вопросы с вариантами ответов; вопросы, на которые необходимо самостоятельно дать ответ). Использование ЭОР позволяет практически каждый урок завершить тестированием. Тестирование учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях, тест демонстрируется на доске. В случае группового варианта выполнения тестового задания – группа учащихся выполняет тест у компьютера. Также можно организовать и самостоятельную работу учащихся за компьютером. Компьютерные тесты ориентированы на запоминание, понимание и систематизацию новых полученных знаний или знаний полученных ранее. Они могут содержать текстовый, графический материал, а также при необходимости видеофрагменты. Для правильного выполнения работы учащемуся необходимо анализировать все виды представленной информации. Удобны в использовании и тесты, созданные в программе Microsoft Office Excel. Тесты такого образца также дают возможность выбрать ответ из предложенных вариантов и сразу получить оценку. 4. Заключение Включение в образовательный процесс компьютерных технологий на уроках биологии позволило мне повысить активность образовательного процесса, обеспечить заинтересованность учащихся новым материалом, сделать изучение биологических объектов более наглядным. Все это способствовало повышению качества обучения по предмету биология. Для субъективной оценки отношения учащихся к внедрению компьютера в учебный процесс было проведено анкетирование учащихся, в нем приняли участие 50 учащихся 6-11 классов. Всем опрашиваемым были заданы три вопроса: 1. Какой вид работы на уроке вы предпочитаете? Что нравится делать?
2. Какой вид проверки знаний вы предпочитаете:
3. Новый материал тебе более понятен, если учитель его объясняет с помощью:
Результаты опроса показывают, что использование компьютера на различных этапах урока помогает детям в освоении и систематизации новых полученных знаний. Я считаю, что важным результатом моей работы лично для меня стало развитие навыков использования новых компьютерных технологий, повышение моей компетентности в компьютерной области. Из проделанной мною работы я могу сделать выводы, что обучение, основанное на использовании ИКТ, способствует:
Список использованной литературы, электронных и интернет-ресурсов.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены