РАЗРАБОТКИ
|
Инклюзивное образование в РоссииЗайцева А. А. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей - инвалидов. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании", федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Только с согласия родителей возможно направление детей с нарушениями в развитии в специальные образовательные учреждения (заключения медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогической комиссии носят рекомендательный характер). Но на практике добиться принятия ребенка с серьезными физическими нарушениями в общеобразовательную школу можно в основном только через суд. Родители неохотно отстаивают права подобным образом, понимая, что если они определят ребенка в школу через решение суда, долго он там учиться вряд ли сможет. Развитие инклюзивного образования в России - обязанность социального государства, взявшего на себя ряд обязательств по отношению к детям-инвалидам. Успешность реализации этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями вообще и к образованию этих детей-инвалидов, в частности. До сих пор в РФ предпочтение отдаётся традиционной системе образования детей - инвалидов в специализированных учебных заведениях. Прежде всего, стоит отметить, что целью инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно статистикой фиксируется рост числа детей с различными заболеваниями. Многие из них, в том числе инвалиды, имеют ограничения для занятий в массовой общеобразовательной системе. Такие дети на основании медицинских документов обучаются на дому при школах по месту жительства, что нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию у ребенка замкнутости, нежелания и боязни общения с другими людьми, поэтому осуществляется попытка интегрировать детей с ограниченными возможностями в массовую школу в полном объеме. Но не всех детей с ограниченными возможностями можно включать в образовательный процесс в обычный класс. Это связано со спецификой заболевания каждого отдельно взятого ребенка. Кроме того, включение в образовательный процесс таких детей в массовой школе, требует дополнительных материальных ресурсов. В развитых странах Запада взят курс на инклюзивное образование детей-инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество. Вопрос об инклюзивном образовании в последние годы стал достаточно актуальным, а внедрение его в массовые школы - модным. Можно ли говорить о моде, когда речь идёт о столь хрупких, ранимых и самых дорогих для нас созданиях - детях? Веяние «заграничной моды»… Не стоит забывать о менталитете европейца и русского человека, об оснащении наших школ и подготовке педагога в целом. Готовы ли наши родители видеть в своих рядах детей с особыми образовательными потребностями? Готовы ли наши дети быть другом такого ребёнка? Готовы ли сами учителя? Будет ли комфортно ребёнку, имеющему особые образовательные потребности в массовой школе? Помогут ли педагоги, работники образовательных учреждений, осуществить мечту этого ребёнка? Смогут ли создать такие условия, при которых ребёнок будет радоваться каждому дню, проведённому в школе, а родители будут счастливы от того, каких успехов добивается их любимое дитя? Если смогут, то однозначно стоит сказать, что инклюзивное образование не просто может, а должно быть в наших школах. Как у любой медали две стороны, так и у системы инклюзивного образования есть свои плюсы и минусы. Как отмечалось выше, необходимо определённое ресурсное обеспечение при применении данной образовательной системы, которое включает в себя:
Таким образом, инклюзия в образовании - это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии, образования. Причём, изменения при инклюзии, затрагивают в значительно, большей степени массовые школы, нежели специальные. Однако при всей важности идеи инклюзивного образования надо понимать, что в существующих условиях оно вряд ли станет доступным для всех детей с нарушениями: прежде всего, оно вряд ли коснется детей с нарушениями в тяжелой форме. Эта категория детей с сенсорными нарушениями в тяжелой форме являются перспективной группой, и они способны и должны получать образование наравне со здоровыми сверстниками при наличии необходимых средств реабилитации. Дети с тяжелыми физическими нарушениями (незрячие, неслышащие и дети, перемещающиеся при помощи; инвалидной коляски) должны иметь право выбора места получения образования, и это право должно быть закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики. По результатам опроса абсолютное большинство, как родителей, так и учителей (в среднем три четверти) убеждены, что с помощью инклюзивного образования дети-инвалиды лучше подготовятся к жизни в обществе и адаптируются в нем. Обучение таких детей в общей школе существенно облегчит их дальнейшую социальную интеграцию, а также повысит уровень мотивированности и комфорта при получении ими послешкольного образования, а также позитивным образом скажется на воспитании толерантного отношения среди здоровых учеников.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены