РАЗРАБОТКИ
|
Работа в группах на уроках литературы и русского языка
Баранова Наталья Евгеньевна
преподаватель высшей квалификационной категории
русского языка и литературы
Задачу подготовки квалифицированных специалистов можно решить только при отборе соответствующих форм учебной работы, в число которых входит самостоятельная работа. Считаю, что главный недостаток в организации самостоятельной работы – однообразие форм и видов её проведения. Для решения данной проблемы использую активные формы самостоятельной работы, например, работа в группах.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Преимущества группового обучения: свобода и активность, оригинальность и творческий подход, открытие, самостоятельность критическое мышление, общение и совместная работа, действия соответственно ситуации, жизненные задачи, оценка своей работы и других.
Чему учит групповая работа?
- Сотрудничать
- Ставить вопросы
- Решать проблемы
- Договариваться
- Распределять роли и ответственность
- Слушать других
- Убеждать других
- Отвечать за себя
Примеры из своей педагогической практики.
Пример №1
Учитель организует самостоятельную работу в группах, раздавая распечатанные карточки-задания и дидактический материал. Во время работы выступает в качестве помощника, консультанта.
- Первая группа («логики») работает с учебно-научным текстом «Развитие логического мышления». Задание – кратко сформулировать законы логического мышления, объяснить, как они используются во время дискуссии.
- Вторая группа («лексикологи») работает со «Словарем иностранных слов», определяя значение и происхождение слов: дискуссия, тезис, аргумент, полемика, оппонент, абсурд и др.
- Третья группа («историки») подготавливает краткое сообщение об истории ораторского искусства, подчеркивая качества, которыми должен обладать искусный оратор, чтобы одержать победу в споре.
- Четвертая группа («аналитики») выполняет упражнение, отвечая на вопрос: Какой прием использовал адвокат, для того чтобы добиться оправдательного приговора?
- Пятая группа («актеры») подготавливает выразительное чтение по ролям фрагментов из десятой главы романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - спор П.П.Кирсанова и Е.Базарова.
- Шестая группа («филологи») анализирует тот же художественный текст, обращая внимание на поведение спорящих, подчеркнутое авторскими ремарками, задумывается над словами Фенечки: «Помните, прежде вы с ним спорили. Я и не знаю, о чем у вас спор идет, а вижу, что вы его и так вертите, и так».
- Седьмая группа («языковеды») читает и анализирует предложенный текст, определяются тема, основная мысль, стиль, тип речи, позиция автора, собственная точка зрения.
- Восьмая группа («психологи») работает с теоретическим материалом учебника, составляя практические рекомендации для участников дискуссии.
В каждой карточке предусматривается дополнительное задание на случай, если работа будет завершена группой раньше других: подумать над «Памяткой участника дискуссии»; или об академике Лихачёве.
Представление «образовательных продуктов».
Выступают один за другим представители каждой группы.
- «Лексикологи» по ходу работы объясняют значение ключевых слов.
- «Логики» помогают осмыслить законы логического мышления
- «Историки» дают краткие сведения из истории ораторского искусства «Аналитики» анализируют об использованных приёмах в речи на суде, которые позволили добиться оправдательного приговора в, казалось бы, безнадёжной ситуации.
- «Актёры» после выразительного чтения эпизода спора Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова (И.С.Тургенев «Отцы и дети») высказывают мнение о приёмах в речи спорящих
- «Филологи» делятся своими наблюдениями над поведением спорящих, объясняя, почему, по их мнению, победа осталась за Базаровым.
- «Языковеды» подчеркивают: поведение спорящих существенно влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов…позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.
- «Психологи» представляют сформулированные ими правила ведения дискуссии и дают практические советы участникам спора. В обсуждении принимает участие вся группа.
Рефлексия, подведение итогов урока, выставление оценок (что показалось интересным, нужным, что необязательным, что запомнилось, какие выводы для себя сделали и т.п.).
Пример №2 По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»
Задания по группам на карточках.
Карточка №1.
Анализ эпизода: диалог Вани и «дяди шофера».
- Прочитайте выразительно диалог по ролям.
- Что вы узнали о Ванюше из его реплик?
- Что довелось пережить ему к моменту встречи с Андреем Соколовым?
- Какую черту в образе Ванюши подчеркивает информация о том, что пережил он во время войны?
- Как он отвечает? Обратите внимание на предложения, которые усиливают ощущение тяжести пережитого.
Карточка №2.
Анализ эпизода: «Ваня нашел отца».
- Выразительно прочитайте отрывок.
- Как было принято Соколовым решение усыновить Ванюшу?
- Почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что нашел отца?
- Как в речи Вани передается его эмоциональное состояние в данный момент?
- Какие слова, предложения свидетельствуют о том, как истосковался ребенок по теплу, заботе?
Карточка №3.
Анализ эпизода: «В доме, где жил Соколов, в момент вечернего разговора».
- Выразительно прочитайте отрывок.
- Что позволяет дополнить наше представление о мальчике?
- Проанализируйте глаголы.
- Кто из персонажей подчеркивает незащищенность, ранимость, уязвимость маленького мальчика?
- Почему слова Вани не успокоили плачущую хозяйку?
Пример № 3 На занятиях по русскому языку на лингвистических пятиминутках
Работа по группам над орфоэпическими нормами.
Произнесите следующие слова:
- Группа №1. Афера, затекший, опека, оседлый, маневры.
- Группа №2. Новорожденный, острие, платежеспособный, дареный, одноименный.
- Группа №3. Свекла, многоженство, блеклый, никчемный, безнадежный.
- Группа №4. Белесый, заем, двоеженец, договоренность, истекший.
- Группа №5. Житие, забредший, испекший, щелка, бытие.
Ответы:
- Афера, затекший, опека, оседлый, маневры.
- Новорождённый, остриё, платёжеспособный, дарёный, одноимённый.
- Свёкла, многожёнство, блёклый, никчемный, безнадёжный.
- Белёсый, заём, двоежёнец, договорённость, истёкший.
- Житие, забредший, испекший, щёлка, бытие.
Работа над грамматическими нормами.
Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.
- Группа №1. Большинство картин художников - передвижников был.. воспринят.. как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности.
- Группа №2. Часть студентов уже сдал.. экзамены по специальности.
- Группа №3. Двадцать человек стоял.. в стороне.
- Группа №4. Множество темноватых туч расползал..сь по небу.
- Группа №5. Десять студентов окончил.. институт с отличием.
Ответы.
- Большинство картин художников - передвижников было воспринято как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности.
- Часть студентов уже сдала экзамены по специальности.
- Двадцать человек стояли в стороне.
- Множество темноватых туч расползалось по небу.
- Десять студентов окончили институт с отличием.
Исправьте ошибки в употреблении словосочетаний.
- Группа №1. Отчитаться в получении аванса.
- Группа №2. Отзыв на статью.
- Группа №3. Уделять внимание на каждую мелочь.
- Группа №4. Превосходство новой техники перед старой.
- Группа №5. Примириться пред неумолимой судьбой.
Ответы.
- Отчитаться (о чём?) о получении аванса.
- Отзыв (о чём?) о статье.
- Уделять внимание (чему?) каждой мелочи.
- Превосходство новой техники (над чем?) над старой.
- Примириться (с чем?) с неумолимой судьбой.
Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
- Группа №1. Об этом мы познакомим вас позже.
- Группа №2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства.
- Группа №3. Решительность парламента свелась лишь в предоставлении полномочий.
- Группа №4. Вчера брат приехал с Москвы.
- Группа №5. По окончанию переговоров представители сторон подписали совместное заявление.
Ответы.
- С этим мы познакомим вас позже.
- Докладчик подчеркнул необходимость строительства.
- Решительность парламента свелась лишь к предоставлению полномочий.
- Вчера брат приехал из Москвы.
- По окончании переговоров представители сторон подписали совместное заявление.
Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.
- Группа №1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.
- Группа №2. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха.
- Группа №3. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам.
- Группа №4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.
- Группа №5. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определённая закономерность.
Ответы.
- Объяснение этих явлений можно найти, взяв в качестве иллюстрации последние события.
- После двух месяцев работы у него возникли осложнения с начальником цеха.
- Приняв смену, диспетчер направляет дежурных водителей по объектам.
- Торговый зал был очищен от людей из-за опасений, что рухнет потолок.
- Изучая процесс разгосударствления, можно обнаружить определённую закономерность.
Внесите стилистическую правку в предложения с однородными членами.
- Группа №1. Магазину требуются продавцы овощей и картофеля.
- Группа №2. ООО Севастопольский приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и женщин).
- Группа №3. В работу нужно включить как можно больше людей и лошадей, которые управлялись бы с уборкой картофеля.
- Группа №4. Рабочие завода поддерживают и голосуют за кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.
- Группа №5. Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели.
Ответы.
- Магазину требуются продавцы овощей: картофеля и др.
- ООО Севастопольский приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и рабочих (мужчин и женщин).
- В работу нужно включить как можно больше людей, которые управлялись бы с уборкой картофеля; необходимо использовать лошадей для облегчения труда работников.
- Рабочие завода поддерживают кандидатуры, выдвинутые участниками митинга, и голосуют за них.
- Автобус имеет высокие подножки, у него низкие динамические показатели.
Правильно организованная работа в группах помогает быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку обучающихся, а главное – учит работе в команде, общению в учебной деятельности.
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|