РАЗРАБОТКИ
|
Немного из опыта молодого специалистаЦентральной задачей технологии развивающего обучения является общее психическое развитие ребенка – развитие его ума, воли, чувств. Данная технология ориентирована, прежде всего, на личность. В практике это отражается в смени стиля педагогического общения, поощрение самостоятельности, формирование готовности к свободе выбора, развитие таких качеств личности, как уважение к себе и другим людям. Основываясь на вышеперечисленное моё педагогическое кредо определяет гуманно-личностный подход к ребенку (гуманизм). Вообще, понятие «гуманность» включает в себя целый ряд мелких, но взаимосвязанных черт, таких как чуткость, отзывчивость, тактичность, способность проявлять интерес к людям, умение сопереживать, сострадать, оказывать помощь, доверие. Основываясь на педагогическую концепцию Л.В. Занкова, мною была поставлена следующая цель деятельности – достижение оптимального развития личности каждого ребенка. Данная цель определяет поисковый характер деятельности учителя, работающего в рамках характеризующей системы. По русскому языку:
По литературному чтению:
По математике:
По окружающему миру:
Достижению поставленных целей способствовали следующие условия деятельности:
В своей педагогической работе я опиралась на основные психологические принципы развивающего обучения:
Основываясь на принципы, специфику системы развивающего обучения мною были использованы соответствующие формы, методы и средства при представлении информации, организации учебной деятельности. Начну с характеристики уроков математики. Были использованы методы по источнику получения знаний. Из числа словесных методов наиболее часто использовалась беседа (например, работая по теме действия первой и второй ступени велась беседа об арифметических действиях с которыми дети уже знакомы, о действиях, которые на их взгляд кажутся им более простыми либо сложными, и почему. Также широко этот метод использовался при решении задач (при выявлении основных признаков задачи, высказывание предположений по поводу соответствия вопроса условию задачи). Конечно же совместно с беседой использовались наглядные методы. В основном это метод иллюстраций – показ ученикам плакатов, зарисовок на доске, схем. Причем, я старалась привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии. И как результат усвоения наглядности словесности использовались практические методы – устные и письменные упражнения. Также хочу отметить о графических упражнениях. На основе изученного детьми составлялись плакаты. Это помогало им лучше осмысливать, запоминать учебный материал, а также способствовало развитию их пространственного воображения. Кроме этого, составлялись плакаты, стимулирующие детей в получении знаний («лестница достижений знаний таблицы умножения»). В каждый урок были включены задания по выявлению закономерностей, установлению причинно-следственных связей, ряд игр типа «четвёртый лишний», «чей ряд быстрее» и др., множество логических, комбинированных задач. Всё это позволяло не только развивать познавательный интерес ребенка, но и повышать уровень учебной мотивации в целом. Немного о формах организации учебной деятельности на уроках:
Теперь об уроках русского языка. Прежде всего, отмечу, что значительная роль на уроках была отведена элементам проблемного метода изложения знаний, проблемным заданиям. Задания не давались в готовом виде – мысль ученика была направлена на поиск, «добывание» знаний путем систематических наблюдений над языковыми фактами, их сравнения. Главным критерием построения заданий являлась ориентация на характер мыслительной деятельности и усложнение заданий по степени самостоятельности мышления. Поскольку задания должны систематически давать обильную «пищу» для умственной работы, то в моей работе широко применялся приём сравнения, высказывания собственного суждения. Важная роль отводилась методике противоречий при изучении материала. Например, случаи расхождения произношения и написания слова, сопоставление имен собственных и названий людей по профессии, родству, то есть все случаи, требующие различия по орфографическим признакам. Примерам также служит рассмотрение похожих по смыслу, но не однокоренных слов («…и потекли сосульки, затрещал лёд, расползлись снега»), однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. Наблюдения на таком материале, где есть противоречия, развивают наблюдательность и мышление ребенка, способствуют глубокому усвоению знаний и навыков. Содержание каждого урока включало в себя следующие этапы: минутка чистописания, словарная работа, повторение изученного материала, являющегося последующей «ступенькой» для изучения новой темы методом анализа и сопоставления, упражнения для закрепления изученного материала. Уроки были построены как в традиционной форме, так и в форме урока-путешествия, урока-игры, урока-олимпиады. Поскольку, одна из проблем начальной школы – правописание словарных слов, то особая роль уделялась методики запоминания словарных слов, посредством использования метода ассоциаций. Данная методика включает в себя следующие этапы:
Данная методика запоминания словарных слом активно мною использовалась и дала положительные результаты. Кроме того, совместно с детьми мы работали над анализом произведений, поиском глубокого художественного смысла. «Со своей стороны» я вслушивалась в ответ каждого ученика, наблюдая за реакцией, не упуская случая подправить высказывания. Таким образом, происходил совместный поиск смысла произведения, направляя мысли детей в нужном направлении. Особая роль уделялась работе над выразительностью чтения, поскольку это повышает интерес к чтению, к поэзии. Поэзию, как и музыку, нельзя изображать. Читать художественное произведение – значит жить и мыслить во время его чтения. Сила искусства, если оно верно донесено до человека, в том, что оно заставляет каждого заглянуть внутрь самого себя, осознать и почувствовать себя через искусство. Одним из главных принципов здесь был принцип неспешности, так как, для постижения любого произведения – необходимо вживание в него. Поэтому после прочтения произведения мы не торопились с разбором, чтобы не гасить чувств и эмоций детей вопросами. Мною первоначально были заданы следующие вопросы: «Хотите ли перечитать еще раз?», «Какой отрывок хотели бы прочитать еще раз?». А чтобы лучше понять смысл прочитанного, мы читали данное произведение по-разному. Например прочтение стихотворения сначала, подражая кому-то из детей, а затем иначе – негромко, останавливаясь, выделяя паузами, интонацией те слова и выражения, в которых скрыт особый, глубокий смысл. Также использовалось чтение по ролям, особенно при осмыслении содержания сказок. На уроках использовались различные формы организации учебного процесса, как индивидуальная, так и творческая (сочинительство, рисование), коллективная работа и работа в парах (выявление отличительных признаков авторской и народной сказки). Хочу отметить, что воспитание интереса ребенка к чтению осуществляется в процессе особой организации познания и на основе богатства содержания предмета. Трудно приохотить детей к чтению, если сам учитель не увлечен литературой, если семья останется в стороне от работы над развитием ребенка. Во втором классе на первый план выступает живая и неживая природа – то, что существует независимо от человека и создаёт условия, в которых живёт человек. С первых уроков дети начинают вести наблюдения за тем, что происходит в природе. Это и разовые наблюдения на экскурсиях (состояние водоема в осенний период т.д.) и длительные наблюдения за одними и теми же объектами в течении одного сезона( наблюдение за прорастанием семени при различных условиях). Результаты обсуждаются на уроке и фиксируются в тетрадях. Результаты же длительных наблюдений мы с детьми обобщаем и делаем вывод. Немаловажная роль уделялась практической работе на уроках при изучении нового материала. Например, при изучении трёх состояний воды, вода – растворитель и т.д.. Ведь именно при выполнении практической работы, при наблюдении за процессом, происходило большее осмысление и запоминание материала. Важнейшей в моей деятельности являлась работа по проверке и оценке результатов обучения учащихся как в процессе усвоения курса (на всех уроках), так и по его завершении. С этой целью был разработан разнообразный тестовый материал, что позволяло не только определить уровень (т.е. качество) усвоения базовых знаний и умений, но и организовать текущий контроль, диагностируя формирование интеллектуальной учебной деятельности. Кроме всей вышеперечисленной работы, велась воспитательная работа по формированию гуманных межличностных отношений классном коллективе.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены