РАЗРАБОТКИ
|
Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения.(Из опыта работы) Ни для кого не секрет, что речь современного школьник бедна, маловыразительна. Причина этого явления - бедный словарный запас. В детской речи есть слова всех грамматических категорий, но преобладают существительные и глаголы. Объясняется это тем, что мышление младших школьников конкретно, оно всегда связано с теми или иными фактами, явлениями, действиями. Очень мало в детской речи прилагательных, ещё реже встречаются наречия. Вследствие ограниченности словаря, ребёнок затрудняется в построении законченных фраз. Речь насыщается неуместными междометиями, частицами, словами - сорняками. Из-за этого страдают устные ответы, письменные творческие работы, умение письменно обосновать свой ответ. Плохо говорящие дети начинают осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными. Это часто приводит к неуспеваемости, к снижению мотивации, познавательного интереса. Поэтому одной из главных задач учителя начальных классов является развитие речи, формирование коммуникативной компетентности. Понимая важность данной проблемы, у меня возникло множество вопросов, и прежде всего: с чего начать? Как формировать? И как бы чего важного не упустить. Чтобы разобраться в этих проблемах, тщательно перечитала труды Львова М.Р., Ладыжинской Т.А., Лёвушкиной О.Н., Соколовой Т.Е., зная, что они внесли огромный вклад в разработку данной проблемы. В своих трудах методисты представили широкий спектр различных приёмов работы над словом, словосочетанием, предложением, текстом. Все авторы едины в том, что для развития речи, учителю необходимо создать благоприятные условия. Для себя я выделила наиболее приемлемые условия:
Для того, чтобы дети стремились улучшить свою речь, необходимо на уроках вводить их в роль увлекательного рассказчика. Например, на уроке литературного чтения при изучении рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок», предлагаю сначала рассказать о произошедшем от лица мальчика - героя этого произведения, затем от лица матроса – очевидца и, наконец, от лица капитана - отца мальчика. Как известно, в этом возрасте дети очень любят фантазировать, в связи с этим часто предлагаю сочинить собственные оригинальные тексты. Сочиняем загадки, небылицы, стихи, скороговорки. Особенно дети любят сочинять свои концовки к сказкам. Например, предлагаю написать, как же сложилась дальнейшая судьба Серой Шейки в одноимённом произведении Д.Н.Мамина-Сибиряка. Очень печальный конец у русской народной сказки «Снегурочка», предлагаю придумать свой, негрустный. Чтобы вовлечь детей в разговор, создаю на уроках проблемные ситуации. При знакомстве со стихотворением Б. Заходера «Моя Вообразилия», начинаю урок со следующей проблемной ситуации: «Я случайно услышала разговор двух незнакомых людей, они утверждали, что фантазировать, придумывать то, чего не существует - это пустая трата времени. Это занятие для детей. А взрослые должны создавать нужные, реальные вещи, делать научные открытия». Спрашиваю, согласны ли дети с этим утверждением. Дети спорят, доказывают свои мнения. Дождавшись того момента, когда будут исчерпаны все «за» и «против», я вмешиваюсь в спор: «Не будем спорить. Чтобы разобраться в этом, я вас приглашаю в страну, которой не найдёте ни на одной карте, так как её не существует. Эту страну придумал взрослый человек – поэт Б.Заходер. Страна называется «Вообразилия». Чтобы дети не боялись высказывать своих мнений, даже ошибочных, в классе должна царить атмосфера взаимоуважения, доброжелательности. На каждом уроке литературного чтения должно присутствовать диалоговое взаимодействие, ведь именно в диалоге у детей формируются умение говорить и умение слушать, умение задавать вопрос и выстраивать ответ, умение вести беседу, спор. В связи с этим применяю на уроке литературного чтения следующие диалоговые формы: беседа, диспут, дидактические и ролевые игры, решение проблемных ситуаций, анализ выступлений и докладов. Способствует диалоговому взаимодействию работа в парах, группах. Для того чтобы ребёнок не только хотел, но и мог высказать своё мнение, на каждом уроке ведётся работа по расширению и уточнению представлений об окружающем мире с помощью наблюдений, картин, книг. Важное значение для обогащения и углубления понимания речи имеет работа над изобразительно - выразительными средствами языка. С этой целью на уроках литературного чтения знакомлю детей с эпитетами, метафорой, сравнением, олицетворением, гиперболой. Сначала дети находят перечисленные тропы в текстах, а в дальнейшем активно используют их в своей речи, при написании сочинений и других творческих работах. Развитие речи младших школьников – это сложная и долговременная работа, и в рамках одного предмета эту проблему, конечно, нельзя решить. Только комплексный подход и решение проблемы через все учебные дисциплины обеспечивает хороший результат.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены