РАЗРАБОТКИ
|
Проблемное обучение как один из аспектов развивающего обучения.Автор: Ежова Евгения Алексеевна Как искать решение учебной проблемы? В развивающей системе обучения очень ценится умение учителя видеть проблемные вопросы, которые предполагают варианты ответов детей. Учитель организует процесс обучения так, что ребенок имеет право свободно выбора учебного задания. Этот приемы называем «поле свободы». Он позволяет формировать гибкость мыслительных процессов, умение принимать решения, аргументировать свою точку зрения. Например – задаю ученикам вопрос: В ответ обычно ребята молча стучат кулаком. После этого спрашиваю: Ребята начинают показывать – резать воздух пальцами, забыв, что слепой может высказать свою просьбу не жестами, а словами. Или, например: показываю обе руки и спрашиваю: Отвечают – десять. - А на десяти руках? Отвечают, как правило – сто. А ведь на самом деле верный ответ – пятьдесят. Или вот такая задачка: Мышление начинается с проблемной ситуации. Что в обучении чаще всего вызывает удивление школьника, ставит его в проблемную ситуацию? Такими элементами считают новизну информации, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Эти элементы заставляют наблюдать, находить выход из возникшей проблемной ситуации. С ранних лет учащимся надо прививать поисковые навыки. Можно дать ребятам такие советы: На своих уроках использую такие задания: Например, даны числа: 12,15,18. Ответ учеников:
Выслушав ответы, даю задание: 12 15 18 Затем идет проверка этих решений. Или вот такое задание: 2+5*3=21 Перед ребятами ставится познавательная задача: По содержанию эта задача проблемная: при двух одинаковых данных два разных выражения содержат два разных результата. Следовательно, должны быть разные способы решения. Ребятам известен только один способ (последовательное действие). Неизвестен второй. Возникает проблемная ситуация. Как быть? Что надо сделать? Задача решается учениками самостоятельно. Ребята делают вывод, что в первом выражении нужно поставить скобки, значит первым – выполняется действие в скобках (что и требовалось доказать – порядок действий в выражениях со скобками). Или, например, даю такие выражения: Проанализировав этот материал, можно сразу объяснить правило ученикам (т.е.раскрыть закономерность): число не изменится, если его увеличить, а затем уменьшить в одно и тоже количество раз. Затем ребята приводят аналогичные выражения. Здесь это не проблемная задача. Поставить вопрос: И на основе этой закономерности, они сами делают вывод: число не изменится, если его увеличить, а затем уменьшить в то же количество раз. Спрашиваю – ребята, хотите помочь Насте найти ответ? Предлагаю прочитать отрывок из пьесы С.Я.Маршака «Сказка про козла» и наблюдать, что необычного есть в тексте? Ребята прочитывают указанный фрагмент. Затем спрашиваю: - итак, что же характерно для пьесы? Чем пьеса отличается от обычной сказки? какие будут предположения? (здесь идет общее побуждение к выдвижению гипотез). Ребята начинают высказываться: Но говорю: так ( идет принятие ошибочной гипотезы) Ребята молчат. Говорю: Ребята отвечают: Говорю: Говорю: Ребята отвечают: Говорю: Говорю: Далее аналогичным путем открывает другие признаки пьесы (прямая речь действующих лиц, наличие ремарок и т.д.). Здесь я привела пример проблемного урока. Урок состоит из последовательно решаемых дидактических задач и системы средств, приемов и методов их решения. Могу зачитать структуру проблемного урока.
Всегда ли одинакова последовательность решения проблемы элементов структуры проблемного урока? Нет, не всегда. Здесь проявляется методическое мастерство учителя, его творчество, его искусство организации урока. В заключение хочу сказать, что проблемное обучение, создавая в классе, не допускает ни малейшего проявления неуважения, пренебрежения к мысли и тем самым к личности учащегося. Даже неправильная его мысль должна не отвергаться, а опровергаться. В каждом его высказывании при решении проблемы необходимо пытаться найти хоть какое-нибудь зерно рационального, чтобы поднять его веру в свои возможности.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены