РАЗРАБОТКИ
|
Способы углубления компетентности учащихся в структуре и пунктуации сложноподчиненных предложений.Автор: Ермакова Марина Павловна Компетенция – круг вопросов, в которых кто – либо хорошо осведомлен. Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой – либо области (Ожегов «Словарь русского языка»). Объем компетентности школьника в области грамматики, синтаксиса и пунктуации русского языка определяется многими факторами.
Изучение синтаксиса сложноподчиненного предложения, пунктуации в нем являются логическим продолжением усвоения синтаксиса и пунктуации простого предложения. И те учащиеся, которые хорошо усвоили синтаксис и пунктуацию простого предложения не испытывают особых затруднений в работе со сложными предложениями. Поэтому, переходя к изучению сложноподчиненных предложений, не жалею времени на повторение структуры простого предложения. Такой подход значительно облегчает школьникам понимание синтаксической роли придаточных предложений в сложноподчиненном предложении. Приступая к изучению сложноподчиненных предложений, мы обращаем внимание на обязательные признаки этих предложений: наличие подчинительного союза или союзного слова, Наступает время детального изучения сложноподчиненных предложений с различными видами придаточных предложений. Многолетний опыт, мне думается, подсказывает наиболее простой и результативный переход к этой работе. Девятиклассники давно знакомы со всеми второстепенными членами предложения. Но ведь придаточные предложения в сложноподчиненных выполняют ту же функцию в тексте, что и второстепенные члены предложения в простом предложении. Только придаточное предложение в СПП – это предложение, т.е. имеет свою грамматическую основу, а второстепенный член – это отдельное слово или словосочетание. Начинаем с повторения определений, особое внимание уделяем согласованным определениям В словарь – справочник записываем: «Определение – второстепенный член предложения, который:
Приводим примеры, рисуем схемы, находим определяемое слово, ставим вопросы, подчеркиваем определения одиночные и распространенные, необособленные и обособленные. Следующий урок – контрольный письменный опрос. Два задания:
При необходимости провожу урок с анализом ошибок и дополнительным объяснением некоторых моментов. Следующий урок - сложноподчиненное предложение с придаточными определительными. Начинаем с простого: пишем предложение: Добавляем определение к существительному «реки»: Анализируем: предложение простое, двусоставное, распространенное. Продолжаем: Что получили? Итак, второе (зависимое) предложение выполняет роль определения. Но это предложение. И его естественно назвать придаточным определительным. Теперь пишем анализ полученного предложения: все предложение сложноподчиненное с придаточным определительным. Главное – «Мы расположились на берегу реки» - простое, двусоставное, распространенное. Придаточное – «которая течет между холмов» - определительное: зависит от существительного в главном, отвечает на вопрос определения – «реки__какой?», простое, двусоставное, распространенное, присоединяется к главному союзным словом «которая». Двигаемся дальше, подбираем примеры, в которых придаточное определительное присоединяется к главному различными подчинительными союзами и союзными словами и стоит в различном положении по отношению к главному. Например: Группа туристов подошла к дому, откуда доносились звуки оркестра. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Определяем тип придаточного по схеме:
Обращаем внимание на разнообразие союзов! Особенно убеждает функциональное единство определения и придаточного определительного в сложноподчиненном предложении возможность (при особых условиях) заменить определение, выраженное причастным оборотом, придаточным определительным и наоборот. Отметим, что такое задание есть почти в каждом варианте ЕГЭ – А 6. Пример:
Обращаем внимание на одну особенность: подобная замена возможна только тогда, когда сказуемое в придаточном может согласовываться с подлежащим или дополнением в главном предложении. При отработке навыков пунктуации в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным особое внимание обращаем на следующее:
После двух трех уроков закрепления с сложноподчиненными предложениями с придаточными определительными очень полезно провести письменную контрольную работу по карточкам. Содержание:
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (дополнительными). Записываем в словари – справочники определение этого второстепенного члена предложения, который:
Все эти признаки дополнения разъясняем на примерах в простых предложениях. Проводим письменный опрос с практическим заданием ( анализ простых предложений с указанием дополнений). После анализа результатов контрольного опроса можно переходить к сложноподчиненным предложениям с придаточными изъяснительными. Начинаем с простого. Пишем, анализируем: Переделываем простое в сложноподчиненное предложение: Анализируем это предложение, убеждаемся, что оно сложное (две грамматические основы) и одно (придаточное) зависит от другого (главного) и отвечает на вопрос дополнения: не видели____ что? Следовательно, это предложение сложноподчиненное, где придаточное предложение выполняет роль дополнения. Поясняем, что придаточные изъяснительные, как и дополнения, всегда зависят от сказуемого в главном предложении и отвечают на вопросы дополнения (чаще всего на вопросы винительного падежа). К главному они присоединяются союзами : что, будто, чтобы и др. и союзными словами: что, кто, как и др. Придаточные изъяснительные имеют свою особенность: довольно часто главное предложение без них теряет смысл (является недосказанным), поэтому часто в главном предложении присутствует указательное слово, смысл которого и объясняет придаточное изъяснительное: Я с тревогой думал о том, что ожидает меня в будущем. Дальше следует уже рутинная работа по отработке навыков определения границ придаточного изъяснительного в составе сложноподчиненных предложений. В ходе этой работы следует разнообразить союзы и союзные слова, при помощи которых придаточное изъяснительное присоединяется к главному. Например:
Обращаем внимание на структуру главных и придаточных предложений: они могут быть двусоставными и односоставными. Особо следует сказать ( и отработать на примерах), что придаточные изъяснительные в сложноподчиненном предложении являются одним из способов передачи косвенной речи. После нескольких уроков, на которых работаем с СПП с придаточными изъяснительными и определительными, полезно провести письменную контрольную работу с полным анализом сложноподчиненных предложений с этими придаточными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточных обстоятельственных в сложноподчиненных предложениях существует множество видов, но почти все они абсолютно идентичны обстоятельствам по синтаксическому значению. Поэтому работу с ними ведем так же, как и в предыдущих случаях: от второстепенных членов (различных обстоятельств) к придаточным обстоятельственным в составе сложноподчиненных предложений. Тщательно прослеживаем, от какого слова в главном зависит придаточное, на какой вопрос отвечает, какими подчинительными союзами присоединяется к главному. Особое внимание уделяем замене обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, придаточными обстоятельственными. В заключении проводим контрольную работу на определение видов придаточных предложений в составе сложноподчиненных предложений. В процессе работы со сложноподчиненными предложениями постоянно обращаем внимание на следующее:
Завершаем работу со сложноподчиненными предложениями творческой контрольной работой. Приложение №1. 1. Среди спокойного залива возвышалась одинокая скала. Задание: - написать полный анализ предложения:
2. Почти каждое поколение имеет своих лидеров достигших вершин своим талантом и трудом. Задание:
3. Елки которые скромно прятались в роскоши лиственных деревьев теперь вытянулись и раскинули ветви. Задание:
Приложение №2. Контрольная работа для 9 класса. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными. Задание №1:
Мост предполагали выстроить в виде дуги выпуклая часть которой будет обращена навстречу течению. Мы не сразу поняли куда ведет дорога огибающая лес. Перед нами неожиданно открылось широкое пространство где вполне возможно было строить завод. Оказавшись в библиотеке ребята увидели каким богатством обладает школа. Задание №2:
Сестра меня укоряла: «Не обижай собаку ведь она не виновата в том что ты ее не понимаешь». Приложение №3. Контрольная работа для 9 класса. Сложноподчиненные предложения. Задание:
Мы уже подъезжали к городу когда сильно похолодало и завьюжило. Бездонное небо переливалось как будто по звездной пыли шел ветерок. Ребята долго ломали голову над тем как устроен аппарат обеспечивающий дыхание пилота. За холмом на вершине которого возвышалась церковка начиналось обширное поле. Когда среди хмурых туч наконец показалась луна по морю пролегла широкая и яркая полоса загадочного цвета.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены