РАЗРАБОТКИ
|
Особенности коррекционно-образовательного процесса в классах со сложной структурой дефекта.Период обучения является особо сложным и важным в жизни нормально развивающихся детей, и тем более в жизни детей с нарушенным интеллектом. Трудности овладения первоначальными навыками письма и чтения детьми с нарушенным интеллектом, связаны с одной стороны, со своеобразием и сложностью фонетической и графической системы русского языка, а с другой — с особенностями их психофизического развития. Как известно, для обучения грамоте (навыкам чтения и письма) необходимы достаточно развитые психофизические качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная ориентировка, фонематический слух, моторика пальцев рук и др.). Многочисленные исследования умственно отсталых школьников показали, что в большинстве случаев у них нарушены все вышеперечисленные качества, что существенно затрудняет процесс обучения детей данной категории. У детей с нарушенным интеллектом часто встречаются недостатки произношения, что происходит в некоторых случаях из-за нарушения артикуляционного аппарата, а в основном — из-за неразвитости фонематического слуха. В их речи, встречаются нарушения фонематического строя, что проявляется как в диалогической, так и в связной и монологической форме. Речь является одной из психических функций, развитие и совершенствование которых органически связано с функциональным развитием мозга. Развитие речи рассматривается как существенный критерий готовности детей к обучению в школе. Различными исследованиями были выявлены особенности и недостатки развития речи детей с умственной отсталостью. Для этой группы детей характерно крайне позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в доречевом периоде. Значительное отставание отмечается у умственно отсталых детей в появлении фразовой речи. При этом временной интервал между первыми словами и фразовой речыо у них гораздо больше, чем у нормальных детей. По мнению С.Я. Рубинштейн, основные причины недоразвития речи умственно отсталых детей — «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференнировочных связей во всех анализаторах». В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок длительное время не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь. Развитие моторики, в ТОМ числе и речевой, у них протекает медленно, недифференцированно. Точность речевых движений обеспечивается двояким контролем — слуховым и кинестетическим, которые оказываются неточными, грубыми. «Таким образом, замедленное, неполноценное развитие аналиторов приводит к тому, что при олигофрении, как правило, резко задерживается развитие речи. К тому времени, когда речь должна быть средством общения, обозначения и орудием мышления, она оказывается в крайне неразвитом состоянии. Орудие мышления, которое у здоровых детей оказывается сформировавшимся задолго до поступления в школу, у умственно отсталых возникает и совершенствуется лишь после поступления в школу в процессе обучения». Анализируя особенности речи умственно отсталых школьников, В.Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих нарушения их речи. Основной же причиной аномального развития и нарушения речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности. Снижение уровня аналитико-синтетической функции проявляется в нарушениях фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Нарушение познавательной функции приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому умственно отсталые дети с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами. В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической функции коры головного мозга у умственно отсталых детей затруднено формирование всех языковых обобщений. Замедленно и качественно, иначе, чем нормальные дети, они усваивают закономерности языка. Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей. Р.И. Лалаева подчеркивает, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. При умственной отсталости нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторной). Как показали исследования В. Г. Петровой , Е.Ф. Соботович и Е.М. Гопиченко , Р.И. Лалаевой и др., у умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматического строя речи, которая проявляется в аграмматизмах, трудностях выполнения многих заданий, требующих, грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются как морфологические формы словоизменения, словообразования, так и синтаксические структуры предложения. Те трудности, которые испытывают учащиеся при овладевании конструкциями предложений, ограничивают возможности их общения с окружающими, так как создают препятствия для выражения мыслей, чувств, переживаний. «Успешное речевое и умственное развитие аномального ребенка и его подготовка к жизни могут быть осуществлены лишь там, где обучение исходит из материала, берущего начало в мире интересов ребенка, в мире пережитого им, в мире его деятельности в первую очередь» (С.Л. Рубинштейн). Практика и результаты научных исследований показывают, что многие умственно отсталые дети с трудом овладевают правописанием. Это объясняется следующими причинами. При умственной отсталости в результате диффузных расстройств коры головного мозга у школьников возникают стойкие нарушения познавательных возможностей. В связи с этим отмечается недоразвитие всех психофизиологических компонентов, которые в комплексе формируют навыки письма. Одной из основных причин многочисленных нарушений письма у умственно отсталых детей является не только отставание в речевом развитии, но и особенности речевого развития. У умственно отсталых детей устная речь характеризуется разнообразными дефектами произношения, более поздним развитием фонематического слуха, нарушением фонетических процессов. Это проявляется в трудности выделения фонем, звукового анализа слова, установления соотношения между звуками и буквой, т.е. в задержках и затруднениях формирования представлений о звуковом составе слова. Кроме того у них недостаточно развиты восприятие и пространственная ориентация, что затрудняет овладение чтением и письмом. Дети плохо запоминают образ букв, что ведет к их забыванию, не могут выбрать нужный предмет по предложенному образу, путают цвета. Некоторые даже не различают правую и левую сторону, не могут показать верх и низ. Графические ошибки в работах учащихся, в частности зеркальное написание букв, некоторые авторы связывают с трудностями оптического характера. Одним из ведущих специалистов по изучению проблем обучения умственно отсталых детей родному языку является М.Ф. Гнездилов. В его трудах даны теоретические основы обучения языку с учетом специфики данного учебного предмета и в соответствии с особенностями познавательной деятельности учащихся специальных (коррекционных) школ. Эти теоретические основы нашли свое воплощение в программе обучения родному языку, в методиках, а также ряде исследований, посвященных методам и приемам преподавания. В созданной им методической системе есть указания на тесную связь обучения правильному письму с систематической работой над исправлением недостатков в устной речи умственно отсталых школьников, показана последовательность усвоения детьми звукового состава слова как в устной, так и в письменной речи. Вместе с тем он отмечал, что не следует сводить упражнения только к простой тренировке учащихся в произношении и письме, тех или иных слов, а обязательно нужно вводить в урок элементы соответствующих рассуждений. Рекомендованная автором подробная разработка методики ведения уроков ориентирует на овладение умственно отсталыми детьми не только звуковой стороной речи, но и «элементами осознания» закономерностей, лежащих в основе фонетически правильного письма. Актуальными задачами процесса обучения и воспитания учащихся являются активизация познавательной деятельности и стимулирование психических функций, причем наиболее перспективные возможности открываются при использовании с этой целью физических упражнений. Физические упражнения - высокоэффективное средство укрепления здоровья и повышения работоспособности. Установлено влияние физических упражнений на развитие организма человека. Оно состоит в том, что мышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры больших полушарий мозга, создавая таким образом благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и выработки новых. Роль таких воздействий на организм школьников с нарушенным интеллектом возрастает в связи с нарушением у них деятельности центрально-нервной системы, которая неизменно сопровождается психофизиологическими особенностями двигательной сферы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены