РАЗРАБОТКИ
|
Необходимость преобразования школьной практики.Автор: Байгазакова Ирина Турсумбаевна Усвоение европейского, общечеловеческого просвещения и энергичная борьба с препятствиями, мешающими достижению этой цели, должны составлять конечную цель для всякого народа, способного к развитию и культуре. Система образования - один из важнейших социальных институтов общества и необходимое условие нормального общественного развития. Образование или ставит пределы этому развитию, или открывает для него новые горизонты. Сегодня решение проблем во всех сферах общественной жизни, включая воспитание и образование подрастающего поколения, невозможно без обращения к мировому опыту. Реформируя и совершенствуя школу в духе требований нового времени, все страны изучают положительные и отрицательные уроки других народов, чтобы использовать их, не повторяя ошибок и учитывая положительные результаты. Казахстан вот уже несколько лет переходит на двенадцатилетнее образование, в связи с этим огромный интерес для нас представляет опыт Японии, где 12-летняя школа существует уже более полувека. Эта страна вообще привлекает к себе внимание небывалыми успехами своего экономического развития. Ныне это высокоразвитое, компьютеризированное, постиндустриальное государство. Эта страна сегодня, пожалуй, единственная в мире выходит на уровень «образовательного общества», в котором образование является массовым и отвечает достаточно высоким стандартам. И хотя современная Япония, как и все страны мира, стоит перед серьезными проблемами и острыми противоречиями в деле воспитания молодого поколения и необходимостью реформирования своей школы, тем не менее ее успехи в этой сфере продолжают оставаться поучительными, дающими серьезную пищу для размышлений педагогам многих стран. [1]. Основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования стала Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования и целью которого является: повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех. А для того, чтобы наше образование стало конкурентоспособным нужны новые подходы в процессе обучения. И с этой целью находится в действии Казахстанско-британский проект. Стратегическим партнером по разработке программы повышения квалификации педагогических работников выступил Университет Кембриджа. Выдающийся мыслитель, лингвист-ученый нашего времени Ахмет Байтурсынов говорил: «Учитель – душа школы. Какой учитель, такова и школа, то есть качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель, и насколько он владеет приемами обучения». Если это так, то школе нужен знающий, осведомленный в педагогических методиках учитель, который может передать знания. Я решила, что необходимо меняться и задалась вопросу «Почему мне это необходимо?». Ответ на этот вопрос я нашла на курсах повышения квалификации учителей по Программе Кембриджского университета. Для меня эти курсы открыли новый взгляд на стиль преподавания. Благодаря данным курсам я научилась строить так уроки, чтобы детям на них было интересно. Я всегда задумывалась, почему дети не слушают, не хотят учиться и какая же нужна мотивация, чтобы сдвинуть всё это с места. И вот на курсах нам показывают, как применить весь багаж знаний, как научить учеников учиться. И благодаря курсам первого (продвинутого) уровня я со своими коллегами, прошедшие курсы третьего уровня, хочу научить новым подходам в обучении и преподавании и других учителей, желающих научиться этому. Большинство стран мира на первое место в современных условиях выдвигают не обычную гра¬мотность, а качество образования - функциональную образованность, компетентность. Какие будут необходимы компетенции для наших детей, какие будут востребованы профессии в 2020 году, боюсь, мы сегодня не догадываемся. Поэтому в основе обучения должно быть, прежде всего, два момента. Первый – в центре процесса обучения должен быть поставлен ребенок. Дети рассматриваются как активные учащиеся, которые самостоятельно конструируют знания, основываясь на личных исследованиях и посредством социального взаимодействия (социо-конструктивизм). Мы говорим о личности современного гражданина Казахстана, его владении теми ключевыми компетенциями, которые сегодня востребованы на рынке труда, которые требует семья, которые требуют общество и государство. Второй момент: кроме предметных результатов, предусматривавших предыдущими стандартами, появились требования к личностным и мета предметным результатам – умение обновлять свои компетенции. Речь идет о формировании поколения детей, которые способны гибко, адаптивно изменяться. Менять социальные роли, менять профессии в соответствии с тем, что востребовано в обществе. Внедряя новые подходы в обучении, нам нужно сломать те стереотипы, которые живут в нас: результат обучения – это оценка; учитель знает лучше, чем ученик; ученик не может допустить ошибку, деление детей на «слабых и сильных». Наш педагогический коллектив готов к преобразованиям, это показало анкетирование учителей (диаграмма в доказательствах). Что именно коллектив школы будет менять, рассмотрим на мировом опыте преобразований. Изучая мировую практику образования, я пыталась понять, что было бы приемлемым у нас в Казахстане и конкретно, в моей школе. Западное образование, конечно, имеет большое количество положительных моментов, но у нас свои особенности культуры, менталитета. У нас есть свои традиции. Казахстану необходимо интегрироваться в короткие сроки в мировое. Но при этом мы должны сохранить свою самобытность, сохранить и преумножить свою культуру. Мне кажется, это сложный, но решаемый вопрос. Как сделать, чтобы нашим детям, с нашим государственным образованием было комфортно и в мировом пространстве, и у себя в стране. Я бы очень хотела, чтобы в моей школе, наши дети умели размышлять, умели распознавать причины и следствия явлений, находить логические взаимосвязи, качественно работать с информацией. Но, самое главное, очень хочется, чтобы они учились с интересом и удовольствием, хотелось чтобы повысилось активность познавательной деятельности учащихся и профессиональная деятельность учителей. В отношении осмысления зарубежного опыта системы образования Финляндия представляет несомненный интерес. Высокий уровень качества образования в Финляндии подтвержден многими международными исследованиями. Система оценивания должна предавать уверенность ученикам, дать толчок прогрессу, изменить процесс в лучшую сторону. Такую форму оценивания можем с успехом применить и своей школе. В нашей школе применение методологии формативного оценивания будет использоваться потому, что у нас есть опыт работы по развивающему обучению. Где формативное оценивание показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи. Для развития педагогических знаний учителей и их профессиональной практики в странах Восточной Азии активно внедряется Lesson Study.Этот педагогический подход для исследования класса возник в Японии и получил широкую популярность в США и Великобритании. « Lesson Study является демократическим способом улучшения практики. Группы учителей моделируют преподавание нового подхода или аспекта учебной программы с коллегами и организовывают обсуждения о проведенных исследованиях». По Программе 1 уровня учителя будут содействовать внедрению этого подхода в моей школе. Опыт работы по подходу исследования урока можно с успехом применить в школах Казахстана. Среди государств, которые лидируют в области науки, создания образовательных учреждений и программ особое место занимает Великобритания. Уникальность системы образования Англии заключается не только в том, что государство всегда готово к использованию инновационных подходов к ведению образовательного процесса, но и в том, что эти инновации сочетаются с традициями, которые, оставаясь неизменными, делают получение высшего образования в Великобритании желанной целью для сотен тысяч людей. Рассмотрим возможности применения данного опыта в Казахстане и в нашей школе в частности. Мы все хотим, чтобы наши ученики имели высокие ожидания и были уверены в своих способностях учиться, ставили перед собой высокие цели и находили свой собственный яркий путь, обучаясь для будущего. Следовательно, нам необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека. Существует два направления современного понимания процесса обучения:
« В этой связи, школы должны быть более последовательны в обучении критическому мышлению учащихся, в комплексном решении проблем, касающихся индивидуальности каждого ученика.»[2] «Основой критического мышления является трехступен¬чатая модель преподавания и учения. Это хорошо изученная мо¬дель того, как люди наиболее эффективно усваивают новые для себя вещи. Она представлялась в различных формах различными авторами и исследователями, среди которых Воган и Эстес (1986), Огл (1986), Жиллет и Темпл (1996), Тирни, Риденс и Диишер (1985). Данная модель в основном описывает мышление как познаватель¬ный процесс, которым должны заниматься учащиеся до, во время и после учебного мероприятия, чтобы получить максимальную пользу» [3] Критическое мышление в современной педагогике является одним из ключевых понятий и поэтому - актуальных для усовершенствования процессов преподавания и обучения в Казахстане. Рассмотрение критического мышления в рамках самостоятельного модуля предполагает разработку сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления: как учеников, так и учителей.[4] Я считаю, что в работе нашей школы следует применять стратегии критического мышления. Так как эти стратегии способствуют:
Коллектив нашей школы применяет элементы критического мышления, учителя прошли курсы повышения квалификации по критическому мышлению. Смею надеяться, что в скором времени в Казахстане тоже будет национальная сеть обучения в Интернете, телевизионные компании будут распространять программы для школ, так как во всех школах ученики имеют доступ к компьютерам. Так как повсеместно в республике вводится электронное обучение и для наших учеников откроется возможность дистанционного обучения. Использование ИКТ одна из особенностей нашей школы. На уроках широко применяются аудио- и видео оборудование: видео, слайды, аудиозаписи, электронные учебники. Используем различные возможности Интернета: поиск материалов, распространение опыта (свой сайт, школьный сервер), участие в онлайн-олимпиадах. Опыт нашего коллектива по работе с электронными учебниками был представлен в Астане на международном форуме «Инновации в образовании» в 2010 году. Есть школьное телевидение. Проводится ежегодный школьный форум. Думаю, что и дистанционное обучение будет присутствовать в работе нашей школы. В этом смысле несомненный интерес представляет организация обучения одаренных детей в Англии - обучение одаренных детей является значительным аспектом деятельности школы. В данное время у нас много внимания уделяется образованию в целом, созданы Назарбаев интеллектуальные школы и университет, одарённые дети обучаются по программе «Болашак», но нет системы работы с одарёнными детьми в школах: программ, специально подготовленных педагогов, органа, который поддерживал одарённых детей. Хотелось бы взять за основу количество учащихся в Финляндии, ведь по результатом исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) наилучшие показатели в целом демонстрируют школьники Финляндии. Для нашей школы это злободневный вопрос. Администрация школы главной задачей на новый учебный год, наряду, с повышением качества знаний, выдвинула улучшение работы с одарёнными детьми. Для того, чтобы преобразования в образовании прошли успешно учитель должен быть лидером в первую очередь. Ведь любое изменение в образовательной системе должна начинаться с учителей. Каждый учитель должен сформировать свои собственные убеждения о необходимости внесения изменений в свою практику. Он должен увлечь за собой своих коллег. Настоящим лидером считается тот, кто « содействует и планирует профессиональный рост и развитие учителей; реализует процесс менторинга и коучинга для всех учителей; гарантирует успешность своим ученикам» [5] Недавние исследование, проведенное в Новой Зеландии, показывает,что, несмотря на то что лидеры школ играют важную роль в системе администрирования школой, непосредственно ключевое влияние на обучение учеников оказывает атмосфера класса, устанавливаемая учителями. В связи с этим, руководство школ должно знать способы эффективного содействия учителям в достижении этого. И в моей школе руководство и коллектив стремятся гарантировать успешность своим ученикам и в будущем и поэтому поддержали и будут способствовать, принимать непосредственное участие в обучении и развитии учителей. На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать урочную и внеурочную деятельность своих учеников, используя технологии интернета. Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием Образовательная стратегия нашей школы строится на том, чтобы учащийся стал субъектом педагогического процесса, а обучение приобрело бы личностную направленность. И так, новый подход к обучению предлагает дать ребенку ту самую лопату, которой он будет добывать себе знания. Современные методики, предложенные Кембриджским университетом, помогут нам разглядеть в каждом ученике человека, увидеть в нем его таланты и своевременно развить их. Я думаю, что реализуя полученные знания на практике, мы в скором времени выпустим в жизнь ученика, который будет всесторонне развитой, гармоничной, конкурентоспособной личностью. Использованная литература
Всего комментариев: 1
1
zoyaukrainskaya73 • 17:40, 20.02.2015
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены