РАЗРАБОТКИ
|
Исследовательская деятельность первоклассниковИсследовательская деятельность первоклассников (из опыта работы) Подобные вопросы учитель постоянно слышит от первоклассников. Конечно, на многие из них можно ответить. Но надо ли это делать? В условиях современного обучения, требований новых стандартов учитель просто обязан дать детям возможность самостоятельно искать сведения, наблюдать и экспериментировать. Обучение исследовательской деятельности уже с 1 класса дает возможность развивать самостоятельное и творческое мышление. Проведение исследований вызывает интерес у каждого ребенка, но максимальный эффект исследовательская деятельность дает в работе с одарёнными детьми. Ведь любознательность, стремление к экспериментам, жажда новых впечатлений, желание докопаться до истины являются признаками детской одарённости. Именно исследовательская деятельность предоставляет широкие возможности для развития тем детям, которым тесно в рамках стандартной учебной программы. Исследовательская деятельность учащихся может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. Наиболее благоприятный материал для организации исследований имеют уроки окружающего мира, литературного чтения, трудового обучения. Обширное поле деятельности предоставляют занятия по краеведению. Рассмотрим организацию исследовательской деятельности в процессе работы над проектом «Дом, улица, город» (презентационное название «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную…»). Выбор темы проекта обусловлен общей тематикой работы проектной мастерской «Открытие» МАОУ СОШ №1 в первом полугодии 2014/2015 учебного года «Тамбовщина – наш край родной». История родного края – материал благоприятный, дающий возможность выбора из широкого круга тем, однако многие из них позволяют провести работу реферативного характера, ограничиться сбором теоретического материала, тогда как наша тема предполагала проведение и практических исследований. В классе сразу выделилась группа детей, проявивших заинтересованность в исследовательской деятельности. Так как их опыт в подобного рода деятельности практически отсутствовал, была создана «группа поддержки» родителей. Первоочередной задачей учителя было скоординировать работу этих групп так, чтобы помощь взрослых не заменяла деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла учащихся по нужному пути. Итак, на первом этапе работы была сформирована группа исследователей и выбрана тема исследования. Важно, что тема заинтересовала учащихся, не оставила их равнодушными. Этому способствовало то, что работа не требовала долговременных исследований. На втором этапе была сформулирована проблема, над которой учащиеся и работали в ходе исследования. Основополагающий вопрос звучал так: «Откуда берутся названия улиц?» После первоначального обсуждения ребята предположили, что названия улицам дают случайно. Именно на этом этапе особенно важна помощь учителя. Формирование умения осознать и сформулировать проблему требует достаточно продолжительного обучения. Этому тренировочные занятия и упражнения из курса А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”. Далее была организована непосредственная работа над выбранной темой, которая осуществлялась под руководством учителя и при помощи консультантов-родителей. В процессе работы над темой исследования дети прошли следующие этапы:
Для того, чтобы работа не осталась на уровне теоретического исследования, творческая группа провела опрос одноклассников, взяв в качестве материала названия улиц, на которых проживают учащиеся класса. Исследователи провели систематизатию информации, в первую очередь изучая те улицы, на которых проживает большее количество одноклассников. Была создана «карта класса», где отмечены все адреса учащихся. Изучая названия улиц микрорайона, учащиеся сумели выделить несколько групп и дали каждой определенную характеристику. Условные названия групп: растительный-животный мир, в честь знаменитых людей, архитектурно-топографические, эмоционально-эстетическая сфера. Например, названия группы растительного мира: Ромашковая, Васильковая, Ягодная, Хвойная, Еловая, Цветочная, Тополиная, Липовая, Соловьиная, Дроздовая. Ребята выделили группу улиц, названных в честь известных и заслуженных людей нашего края: Гиляровского (актер, журналист, писатель), Рыбакова (известный актер провинциальной сцены), Марии Мордасовой, Бабарыкина (первый воевода, основатель города), Рязанова (летчик, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации). В процессе этой работы были и свои маленькие открытия. Одно из них сделал Батищев Гриша: «Сначала я думал, что моя улица названа в честь изобретателя лампы накаливания, А.Н.Лодыгина. Но оказалось, что на самом деле моя улица названа в честь поэта Николая Ивановича Ладыгина. Он жил и работал в нашем городе начиная с 1950-х годов». А вот результат исследования Кати Мягкоход: «А я живу не на улице, на бульваре! На бульваре Энтузиастов. Название моей улицы относится к четвертой группе нашей классификации, эмоциональной сфере. Энтузиасты – это люди, которые делают какое-то значимое для общества дело по собственной инициативе, в силу внутренних убеждений, без получения прямой выгоды. К этой группе относятся улицы микрорайона – Радостная, Веселая». Важным этапом исследовательской деятельности является представление работ. Не все первоклассники могут легко и уверенно выступить перед большим количеством людей. Поэтому сначала участники проекта имеют возможность представить свою работу в классе. Так как в работе проектной мастерской принимает участие весь класс, то в роли выступающего рано или поздно побывает каждый. Поэтому учащиеся с интересом относятся к отчету каждой творческой группы. Они задают множество вопросов, вступают в споры с выступающими. Поэтому и авторы исследований практикуются в общении с аудиторией, отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения. В обсуждении обязательно участвуют и родители. Наконец, результатом исследовательской деятельности учащихся становится представление лучшего классного проекта на школьной конференции учебно-исследовательских работ «Открытие», которая проводится в конце каждого полугодия. Презентация проекта «Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную» в секции «Юные почемучки» получила заслуженную награду: проект был признан лучшим среди исследовательских работ учащихся 1-х классов. Разумеется, первый успех стал отличным стимулом к дальнейшей работе в этом направлении. Можно с уверенностью утверждать, что вовлечение детей в исследовательскую деятельность уже с первого класса, способствует активному формированию у учащихся универсальных учебных действий всех видов. Умения и навыки исследователя переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Особенно важно, что самые эти знания получены самостоятельно, в ходе собственных изысканий, а не усвоены путем заучивания.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены