РАЗРАБОТКИ
|
Оценочная деятельность учителя в условиях безотметочного обученияАвтор: Пастер-Штейн Наталья Вадимовна Цель начальной школы не только формирование функционально грамотной личности-человека, способного «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач», но и создание психологической комфортности, как мотивация успешности, постоянного продвижения вперед», формирования положительного отношения к себе, как к ученику – «Я могу». На оценочную деятельность на уроке надо отводить достаточно времени 6-8 мин при 45минутном уроке, 4-5 мин при 35минутном уроке. Когда мы выслушиваем ответы детей на наш вопрос, нельзя сразу же говорить:»Молодец, правильно», а при неправильном ответе: «Нет, неправильно». Необходимо выслушивать ответы нескольких учеников, говоря : «Так», «У кого не так, иначе?», «В каком месте ты не согласен?». А затем всем вместе выйти на правильный ответ и выслушать доказательство, с которым согласны все ученики. В диалоге с учениками нельзя подчеркивать свое превосходство, насильно втягивать ученика в разговор, особенно, если заметно, что у ребенка на душе тяжело. Может быть дома что-то случилось или просто плохое настроение из-за погоды за окном. Так же на уроке нельзя терять время на прослушивание, уводящих в сторону. У всех уроков должна быть рефлексивная направленность, а также у каждого этапа урока. Ребенок должен понимать, чем он занимается, зачем он это делает, и почему он здесь ошибся. При открытии нового на уроке стараться опираться на опыт ребенка, просить сделать самому, если не получается, то добываем новые знания, возвращаемся и выполняем. Очень важно соблюдать правила «оценочной безопасности»:
Очень важны и такие принципы:
У детей, умеющих проводить самооценку, рефлексию, другой тип мышления. Мышление у них не критиканское, а критическое. Они видят в своей и чужой работе положительные стороны, подмечают отрицательное и стараются его избегать. Напомню слова С. Рубинштейна: «Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70%, что проговаривает и 90%, что делает сам.» Для нормального функционирования головного мозга нужно, чтобы 60% раздражителей были эмоционально нейтральны, 35% эмоционально положительны и только 5% могут быть эмоционально отрицательными. Вывод делается простой: один раз поругал, семь раз похвали. У взрослых людей существует система психологической защиты, а у детей этого нет. В учении нет другого стимула для продвижения в учебной деятельности, как похвала. У младших школьников не всегда желания совпадают с возможностями. Даже, если нет возможностей, надо стимулировать. Этапы формирования оценочных суждений. Целью является адекватная самооценка Для детей нет ничего запредельного. Сначала формируется устное оценочное суждение, носящее образовательный характер. Учитель озвучивает, что ребенок сделал. «Ты прочитал по шагам, в том и том слове допустил ошибку, но в следующий раз ты прочитаешь правильно.» Еще пример:»Ты решил все четыре столбика, но здесь и здесь ошибки, ты, наверное, мало потренировался, ты разберешься и в другой раз решишь правильно.»
Что тебе удалось выполнить? Сравните с образцом. Правильно? Ставим себе +. Образец должен быть выполнен на белом фоне синим цветом такого же размера. Передайте образец по рядам, сравните, если у вас аккуратная работа, поставьте себе +. Если выполнена вся работа, поставьте себе +. Найдите ошибке в своей работе и исправьте их. У детей рассеянное внимание. За что ты можешь похвалить себя здесь и сейчас? Это стимулирует к усилию. А сейчас ты можешь написать лучше? Давайте напишем. Введение социальной функции оценки. Мы учим сравнивать свой ответ с позиции достоинств, а затем уже переходить к тому, что нужно исправлять. После этого вводим эмоциональную оценку. Дети проговаривают, что они делают, указывают ошибки, понимают, что это преодолимо. Умеют сравнивать с образцами, понимая, что могут быть ошибки. Эмоциональная оценка продукту деятельности. Учить понимать свое настроение, выражать эмоции можно уже со II половины сентября 1 класса, когда пройдет состояние эмоционального шока. Хроническая неудовлетворенность приводит к заболеванию. А когда все радует, все получается, иммунная система не дает сбоев. Очень важно, чтобы ребята уходили домой из школы в хорошем настроении, с желанием завтра прийти в класс. Если ребенок пришел с утра уже в грустном настроении, то учителю необходимо так построить общение, чтобы в конце учебного дня ученик шел домой уже веселым и радостным. В этом поможет Радужное дерево. Мы спрашиваем у ребят: «Вы видели такое дерево?» «Оно вам нравится? Зачем оно нам?» Затем оговариваем, что означает каждый цвет. Рядом лежат фотографии 3х4 с магнитом на обороте. Присоедините свое фото на нужный цвет. Некоторые дети могут избегать, психологически не готовы, не хотят показать, что у них на душе и в этом случае давить на ребят нельзя.
Весь первый класс идет процесс адаптации, привыкания к школе. Очень важно, чтобы произошло осмысление и принятие, ребенка должно тянуть в класс, к учителю, ребятам. Нельзя говорить ребенку «не думал», «не старался». Лучше говорить: «Давай посмотрим, как лучше». Энергетический всплеск – конец апреля. В это время проводятся итоговые работы, после который проводится коррекция.
Если урок прошел неудачно, вы неправильно отвечали . Если урок прошел хорошо, но вы хотели бы лучше, то Используя рейтинг, можно поднять самооценку ребенка. Всем известно, что А.С.Пушкин был по литературе в первой пятерке, первым по французскому языку, а по химии 14м. Поэтому в каждом ребенке есть какой-то талант, способность к чему-то, учителю важно рассмотреть это и показывать успешность, подбадривая ученика, работая на позитиве. Очень помогает использование символов. ? – если вы хотите задать вопрос, то ставите этот знак на полях. Если 2-3 вопроса за неделю нормально, но, если 7 вопросов, то необходимо выяснить ситуацию, разобраться, в чем проблемы.\\ Степень активности на уроке можно стимулировать жетонами. Пластиковые баночки на парте. В них нарезать геом. Картонные разноцветные жетоны.
Уровень знания, незнания, участия на уроке. Кто думал также, возьмите жетон… Кто хотел дополнить, возьмите жетон… Что бы ученик думал о том же, был на одной волне. Сосед бдит. Вы учите себя, так или не так, вы оцениваете себя, а я ваш помощник. Жетоны наклеиваются на лист, и родители видят, на сколько ребенок участвует в уроке, как слышит других, себя. Еще хочется рассказать о «Портфеле достижений». Это яркая, красочная папка с кнопкой, в которую мы вкладываем все удачные работы, лист активности, лист достижений, на него ставим печать или наклейку за отличный ответ, дежурство, лист словаря с успехами, график читательского роста. Итоги подводим в конце недели на последнем уроке, раздаем наклейки за поведение, учебу, дежурство, по разным номинациям. В 1 классе – еженедельно, в 3 классе – 1 раз в месяц, в 4 классе – 1 раз в четверть. Так же ведем с 1 класса журнал «Портфолио» учащегося начальной школы. М Изд. «Ювента» 2014г. под ред. Т.Л. Мишакиной. Систематическая работа по этим направлениям помогает решать важные задачи:
На выпускном празднике «Портфель достижений» или «Папка радости» передается для знакомства классному руководителю в средней школе.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены