РАЗРАБОТКИ
|
Нравственное воспитание на уроках адыгейского языка и литературы.Есть много родов образования и развития, Самым трудным и самым значимым направлением деятельности учителя считала и считаю воспитательное. Веками миллионы талантливых безымянных людей в бесконечной цепи поколений трудились над переработкой словесного "сырья", пропуская его через фильтры таланта, ума, вкуса, практического применения. Знание родного языка, умение пользоваться его "золотым" фондом - пословицами и поговорками, обогащение словарного запаса, укрепляют души детей, помогают противостоять духовному тлену, нравственному распаду. В последнее десятилетие произошло снижение воспитательной роли школьного образования, и причины тому разные. Провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей не избежало педагогической разноречивости в их аксиологическом обосновании, а обновление понятийно-терминологического аппарата педагогики не обошлось без издержек, основной из которых стало размывание содержания понятия воспитания. Гуманистическая идея свободного развития личности начала подменяться установкой на спонтанное воспроизводство человеческой природы. Несмотря на то, что в условиях сужения внеучебной сферы воспитательной работы значение образования как фактора становления ценностных ориентации личности объективно возросло, принцип воспитывающего обучения значительно утратил свои позиции. Проявления нравственного кризиса в обществе возвращают понимание того, что "образование без воспитания - дело ложное" Решению воспитательных задач препятствует недостаточная связь обновляющейся теории воспитания с теорией образования и дидактикой. Проблема имеет непосредственное отношение к предметным методикам, поскольку ценностно-ориентирующая функция образования реализуется на основе обладающих спецификой воспитательного потенциала учебных дисциплин. В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой системы ценностей привели к упадку духовной культуры молодёжи. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Родной язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного воспитания учащихся. Под “нравственным воспитанием” понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него:
Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному адыгейскому языку, потому что память основана на благодарности. Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь». Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке,и на перемене, и дома. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель в плане воспитания учеников, нескончаемы. Для активизации познавательной деятельности детей на уроке использую следующие способы:
Для выявления творческих способностей на таких занятиях устраиваю пробу пера, устное сочинение по картине, сочинения-размышления. Не раз убеждалась, что такие уроки эффективны. Главной формой организации учебно-воспитательной работы является урок. Преподавая родной язык и литературу есть возможность органичного использования народной педагогики. Основными методами нравственного воспитания в адыгской народной педагогике являются пример, убеждение, упражнение, авторитет, испытание, поощрение и наказание. На уроке адыгейского языка по теме «Предложение», используя разноуровневое обучение, класс разделила на 4 группы ,каждая из которых должна была составить рассказ по рисункам . Первая написала рассказ (3-4 предложений) об Адыгее, о красоте и богатстве ее природы . Вторая группа назвала свой небольшой рассказ «Уважаем старших» . Дети написали о том, что, когда в переполненный автобус вошла пожилая женщина, девочка встала и уступила место . В третьем рассказе прослеживалась идея, как адыги стремились выработать у детей выносливость в труде. Так же учащиеся определили порядок слов в предложении. Одним из проявлений человеколюбия адыгов являлась доброта. Она ценилась высоко. «Добрый человек умирает, но слава о нем остается», говорит народная пословица. Эта мысль получила отражение в работе четвертой группы класса. Обобщая работы детей, решила свои воспитательные задачи, используя адыгскую педагогику. Дети правильно ответили на мои вопросы о правилах приличия и соблюдения знаков внимания к человеку. На уроках адыгейского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры адыгского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами адыг ского фольклора. При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание. Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Велика роль и литературы. Литература всегда носила нравственно- воспитательное значение. Адыгейская литература – основа воспитания. Адыгейская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Адыгейская литература развивает в ученике способности к творческому мышлению, стимулирует его фантазию, побуждает к добрым чувствам. Почему-то, взрослея и выбирая профессию, я ощутила параллель между учителем, несущим знания, свет и тепло своей души ученикам, и героиней нартского эпоса Адыиф. Ведь каждый человек на Земле проходит в определенном возрасте через теплые руки учителя, который оберегает его, наставляет на верный путь и подводит к светлому будущему. Также в 10-ом классе была проведена исследовательская работа по героическому эпосу адыгов «Нарты». Она заключает в себе богатейший материал, который представляет для воспитания подрастающего поколения огромный интерес. Действительно, дети с удовольствием работали над каждым героем эпоса. Результатом моих учеников были сочинения, а самое главное - презентация. Дети убедились, что старшее поколение адыгов передавало младшему поколению многовековой опыт жизни «борьбы и труда». Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания нравственных ценностей. Говоря о нравственном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Руководствуюсь словами педагога С. И. Гессена, который отметил, что «только в меру осуществления народом общечеловеческих ценностей становится он индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое место в общечеловеческой культуре». Именно этот подход лежит в основе формирования духовных ценностей при изучении предмета. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др. Для того чтобы подростки могли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо рассмотреть ряд следующих понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения». Огромную возможность для нравственного воспитания учителям дают пословицы и поговорки адыгского народа. Нужно только умело их преподносить детям. Проблем много. Их надо решать. Обучая детей, надо самим учиться вместе с ними, показывать пример. На уроках адыгейского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как язык открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают обучающимся познакомиться с особенностями адыгейского видения мира, понять и познать себя как представителя адыгской нации. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя. Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все воспитательные возможности адыгейского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И адыгейский язык не только сыграет большую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании морально-нравственного облика личности учащегося. Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках адыгейского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены