РАЗРАБОТКИ
|
Формирование эстетической культуры учащихся на уроках мировой художественной культуры и изобразительного искусстваАвтор: Павлова Елена Васильевна Формирование эстетической культуры как уровня становления смысла и формы взаимодействия человека с миром позволяет видеть в ней способ расширения перспективы человечества, признавшего в качестве истинных своих потребностей познание и творчество. Творчество есть- многообразие форм эстетического, освоения действительности, которое предполагает не только познание ее, но и преобразование — и самой действительности, и ее образа, создаваемого человеком. Обеспечивая рост человеческого самосознания, культура позволяет соотнести и уравновесить различные стороны познавательно- преобразовательной. деятельности, что определяет адекватность и развитие способов утверждения человека в мире. Для формирования эстетической культуры школьников огромную роль играет, мировая художественная культура, изобразительное искусство. Исследование этого явления в различных аспектах прослеживается в работах А. В. Бакушинского, Ж. Батая, А. И. Бурова, М. А. Верба, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, А. Н. Леонтьева, А. А. Мелик-Пашаева, Л. П. Печко, Б.М. Неменского, В.А. Разумного, В.И. Самохваловой. Эстетический опыт школьников реализуется через активизацию эстетической наблюдательности учащихся, развитие индивидуальной картины эстетического восприятия искусства учащимися в процессе общения с искусством. Эстетические представления формируется в учебно-познавательном процессе при изучении различных видов искусства: литературы, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, танца. Произведения искусства и художественная культура неотделимы друг от друга. Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет и функционирует. Из опыта работы: в формировании эстетической культуры учащихся большую роль играет эмоционально-чувственное восприятие великих ценностей мирового значения,произведений изобразительного искусства,творческая деятельность учащихся,духовно-нравственная направленность,самообразование. Восприятие изобразительного искусства, отображающего действительность, опирается на восприятие эстетики действительности, которое, в свою очередь, обогащается благодаря общению человека с искусством. На всякое подлинное художественное восприятие, влияют социальные и природные впечатления, которые обогащают, преобразовывают это восприятие. На уроках ИЗО, МХК и музыки из моих наблюдений и выводов я могу выделить следующие особенности восприятия произведений изобразительного искусства: красота произведения, новизна эстетического впечатления (неожиданное в нем) композиция и содержание материала, микрообраз в нем, первичное и многократное восприятие. Анализируя такие темы на уроках МХК как «Идеал человека в произведениях искусства разных эпох» или «Возвышенное и низменное в искусстве и культуре», «Цивилизация и культура», использую видео-материалы; экскурсии по музеям мира - это художественные произведения эпох (Барокко,Просвещения,Классицизма,Средневековья,Возрождения,Восточное искусство.) и др. Особое внимание на уроках обращаю на развитие внимания и зрения, как одного из важнейших органов чувств человека: развитие умения увидеть, наблюдать, рассуждать и оценивать, устанавливать порядок и отбирать важное среди потока поступающей зрительной информации. На уроке по теме «Идеал человека в произведениях искусства разных эпох» использую для данной темы следующие произведения: из эпохи Античность «Изображение кариатид, скульптуры» ,из эпохи Возрождения «Джоконда» , из эпохи Средневековья «Георгий Победоносец». Определяю цели:
Прогнозируемые результаты: уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с эпохой, знать характерные особенности понятия «Идеал» эпохи Античность, Средневековья, Возрождения давать описание, характерные особенности - каким был идеал человека представленных эпох. Опираясь на психологические особенности учащихся, считаю что процесс познания начинается с внимания, так как обеспечивает обнаружение нового, неожиданного и интересного, внимание учащихся неустойчиво и сохранить его и сохранить его сложно, поэтому на уроках я планирую несколько этапов усвоения : необходимое чередование напряжения и расслабления, считаю обязательным условием устойчивости внимания, так как учащиеся не все сразу могут видеть и усваивать методический материал, поэтому при организации работы на уроке, создаю группы, учащиеся работают по 5-7 человек схожие по темпу умственной работы, логике и мышления, задания отличаются по уровню сложности, учитываю психологическую совместимость, активирую внимание учащихся, стараюсь соблюдать следующие условия: условие свободы выбора, условие открытости, условие всех возможностей по максимуму, условие обратной связи(контроль процесса обучения). Ученик у которого развито “эстетическое зрение” может сразу и без посторонней помощи воспринять художественную ценность мирового значения, как целостное, совершенное, законченное произведение искусства в единстве формы и содержания и я вижу что у учащихся формируется эмоционально-ценностное отношение к жизни, представление о возвышенном и низменном, о культуре и бескультурии, об их формах, об их значении в жизни и развитии цивилизации, восприятии мира, его разнообразии видов и направлений, таким образом я вижу как учащиеся учатся использовать приобретенные знания в практической деятельности и в стенах нашей школы и за пределами ее. Многие мои воспитанники; Манапова Фируза, Юнусова Альвина, Беляева Лолита, Шараева Елена, Зуева Елена,Павлов Артем, Казакова Татьяна и другие, свою будущую профессию связали с искусством, духовными ценностями, с высокой культурой и красотой. Дети воспитанные на положительных эмоциях и примерах в благоприятной окружающей среде, и в дальнейшем будут порядочными людьми - а это наше будущее. Замечательный педагог Сухомлинский писал» Жизнь убедила, если ребенок не знает труда одухотворенного идеей несущей прекрасное, его сердцу чужды тонкость, чуткость, восприимчивость, он становится грубым и воспринимает только окрик, принуждение, наказание, отсюда грубость и разрушительные инстинкты подростков» . В наше время насыщенное ритмом и скоростью мы не должны забывать о том что учащиеся должны уметь переживать вдохновения,эмоции,восхищаться красотой где источником будет их собственный труд, выполненная работа,дело и поэтому я считаю что формирование личности высокой культуры начинается с уроков,где складывается мышление, раскрываются творческие способности,там где есть глубочайшая эмоциональная связь с прекрасным. Используемая литература
Всего комментариев: 1
1
zoyaukrainskaya73 • 19:11, 20.02.2015
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены