РАЗРАБОТКИ
|
Системно-деятельностный подход в преподавании биологии.Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой сегодня в школе замены нет. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Вывод: ФГОС общего образования ориентирован, прежде всего, на:
Образование через всю жизнь. Системно-деятельностный подход в образовании как педагогическая практика означает: организацию, создание учителем всех необходимых усло¬вий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индиви¬дуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных инте¬ресах, целях, предыдущем опыте и присущих им способностях. Предполагает выбор учащимися темы, проблемы, материала, самостоятельный поиск недо¬стающей информации и обращение к учителю за помощью по мере необходимости. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Я очень люблю проблемно-диалогические уроки. А между ними и системно-деятельностным подходом есть много общего: заинтересовать учащихся в образовательном процессе, вызвать у них желание самим добывать знания путём проб и ошибок. На таких уроках учащиеся чувствуют себя комфортно, учатся коммуникабельности, поиску самостоятельных решений. Я считаю, что ученики всегда лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. Побуждающий диалог я строю из отдельных стимулирующих реплик, предложений, стихов, сказок. Затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулировке проблемы. Побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы (например, сравнить с текстом учебника). Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Диалог может быть побуждающий и подводящий. Например: грибы это растения или животные (противоречие)? Какую роль играют бактерии: полезные или вредные? При организации учебной деятельности на уроке много внимания уделяю актуализации знаний, которая обогащает субъективный опыт учащихся, стимулирует проявление инициативы и самостоятельности. Толчком к открытию новых знаний опять же может быть слово, фраза, рисунок - всё, что создаёт поток ассоциации, ощущений, воспоминаний, дающих возможность погрузить каждого ученика в обсуждаемую проблему. Например: «Я вам расскажу странную историю…»(легенда о « манне небесной» при изучении темы «Лишайники»). Для определения темы урока «Роль бактерий в природе и жизни человека» читаю стихи: «Невидимки служат людям: Для определения учебной задачи часто использую принцип отделение знаний от незнаний. В 5классе при изучении темы «Покрытосеменные» на доске вывешиваю карточки с изображением представителей различных Отделов растений и предлагаю учащимся убрать те из них, которые уже изучены. Усложняя задачу, предлагаю назвать главные признаки данных Отделов. Оставшиеся карточки помогут учащимся определить тему нового урока и его цели. Например, в 6классе, при изучении темы «Цветок - укороченный, видоизменённый побег», на доске рисую цветковое растение и предлагаю учащимся подписать уже изученные органы (корень, стебель, лист). Задав вопрос, а какой орган предстоит изучить, учащиеся легко делают вывод, что неизученным остался цветок. Значит, он и будет темой данного урока и, соответственно, ставят цели. Для определения учебных действий в теме «Процессы жизнедеятельности клетки» читаю стихи, где акцентирую внимание учащихся на подчеркнутые строчки. Разрезаем спелый плод - повреждаем клетки, При закреплении знаний в теме урока могу предложить текст с ошибками, стихи загадки, тесты и т. д. Например, «бактерии - одноклеточные организмы. Они не имеют плотной оболочки, поэтому, их форма постоянно меняется. В центре бактериальной клетки имеется ядро. Бактерии живут только в тёплых условиях. Большинство бактерий сами себе готовят пищу, а, поэтому, играют в жизни природы исключительно положительную роль. С наступлением неблагоприятных условий бактерии погибают. В конце уроков провожу рефлексию. Она может быть в виде аукциона знаний, или вопросов, или самооценки знаний полученных на уроке. В 6классе по теме «Соцветия» использую следующий текст: «Однажды все цветы собрались вместе и стали друг перед дружкой хвастаться и сказки рассказывать. Начал одуванчик: «Мой колос состоит из пяти сидячих цветков, расположенных на расширенном мясистом цветоложе». «Ну, если так, то моё соцветие называется корзинка, - перебил его подорожник. - Цветков в моём соцветии много, и сидят они на общей длинной цветоножке рядками, как солдатики. Я во всём порядок люблю». «Нет, это моё соцветие называется корзинка»,- вмешалась ромашка и позвала на помощь девочку Женю, которая училась в 6классе и уже знала, как помочь растениям в этом споре». А знаешь ли ты? Домашнее задание стараюсь давать дифференцированно. Задаю вопросы продуктивного характера, предполагающие применение знаний в новой ситуации, сообщения, презентации. В ходе таких уроков есть возможность в формировании всех видов УУД у учащихся:
На моих уроках учащиеся участвуют в диалоге друг с другом, работают в группах, учатся владеть моно и диалогическими формами речи, проводить исследования и создавать проекты. Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены