РАЗРАБОТКИ
|
Повышение качества обучения путём дифференцированного подхода к обучающимсяБез специальной организации учебной деятельности не может быть эффективного усвоения знаний. Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. При этом необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может быть явным (когда группы чётко определены и отделены друг от друга) и неявным, когда границы между группами размыты и возможен переход учеников из группы в группу. Однако разделение учащихся на группы - существенный признак дифференциации, но не единственный. Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах. В условиях дифференциации обязательно должно происходить изменение процесса обучения. Данное положение подтверждается фактами педагогической практики, когда создание классов различного уровня подготовленности детей без внесения изменений в учебный процесс не давало результата: не наблюдалось развития мотивации учащихся, роста уровня усвоения знаний. Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определённых изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение - результат таких изменений. Понятие «дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах. Дифференцированный подход к учащимся предполагает:
В Концепции дифференциации обучения сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трёх позиций:
В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения: уровневую и профильную. ( Дальше речь пойдёт об уровневой дифференциации.) При уровневой дифференциации происходит деление коллектива на основе следующих показателей:
Термин «уровневая дифференциация» вошёл в педагогический словарь недавно, взамен термина «внутренняя дифференциация», что обусловлено некоторыми особенностями нового подхода. Традиционно дифференцированный подход основывался на психолого-педагогических различиях школьников, при этом конечные учебные цели остаются для всех едиными, а для многих - заведомо непосильными. Сущность дифференциации стояла в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы всех школьников к одинаковому овладению программой. Необходимо также отметить отсутствие адекватных механизмов дифференцированного подхода в традиционном его понимании, которые позволяли бы объективно формировать группу учащихся в зависимости от особенностей их развития и психики. На сегодняшний день оценка индивидуальных возможностей школьников целиком зависит от субъективного мнения учителя, что часто ведёт к методическим ошибкам и к понижению эффективности дифференцированной формы. Практика российской школы свидетельствует о неэффективности традиционных технологий обучения в условиях обязательного образования детей. Для значительной части школьников уровень требований , предъявляемых школой, оказывается недостижимым как вследствие индивидуальных неспособностей, так и вследствие отсутствия интереса к его достижению. Обязательность обучения в этих условиях порождает резко отрицательные последствия:
Поэтому в настоящее время дифференциация обучения рассматривается как средство осуществления профильного обучения (А.В. Баранников, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков) и как средство построения «индивидуального образовательного маршрута» ( А.Г. Каспаржак, К.Н. Поливанова, Е.Л. Рачевский, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин и др.) Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения:
Одним из моментов, обуславливающих необходимость диффференциального обучения литературе и русскому языку, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом. Также затрудняет ситуацию следующее противоречие: при организации внутришкольной дифференциации невозможно затронуть все звенья учебного процесса, но работать над этой проблемой необходимо имея в виду следующие плюсы:
Итак, цели уровневой дифференциации состоят:
Задачи дифференцированного обучения:
В основе моей работы по использованию дифференцированного подхода в обучении - идеи Фирсова, автора технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», Дьяченко В. К. , автора работы «Групповые технологии». По технологии Фирсова главным для своей работы выделяю: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. В работе В.К. Дьяченко «Групповые технологии» считаю важным использование в своей работе различных форм: групповой, парной и индивидуальной для обеспечения активности учебного процесса. Дифференциация на уроках литературы очень важна, так как учащиеся должны научиться судить о литературе в контексте литературоведения, подняться в своем восприятии до понимания ее концептуальных аспектов. Для этого важно «сочетание коллективных, групповых и индивидуальных заданий, введение различных форм отчетности, обогащение методики урока, использование нетрадиционных форм...» Дифференциация при изучении монографической темы требует разнообразия деятельности школьников уже на уроках творческой биографии писателя: выбор и чтение отрывков из автобиографических произведений, отзывов и воспоминаний о писателе и его произведениях и их оценка, составление заочной экскурсии по литературным местам. Задания распределяются так, чтобы каждый учащийся не только работал с интересом, но и развивал те умения, которые следует совершенствовать. На уроках анализа произведения важно сочетать общие задания с индивидуальными. Для развития образного мышления нами используются пересказы с сохранением стиля автора и устное рисование, обобщения, где переплетаются образные и понятийные компоненты. Задания на выявление роли детали развивают у учащихся способность к вдумчивому чтению и логическим выводам. Задания опережающего характера, продуктивные на завершающих уроках по изучению темы, направлены на выявление роли автора в разных элементах повествования. На заключительных занятиях выявляется линия главного героя произведения, чему способствует воспроизведение «биографии» героя, выявление особенностей его речевой манеры, взаимосвязей героя и автора, сопоставление героев, эпизодов, разных произведений. При обучении сочинению дифференциация необходима для того, чтобы ученик мог из разнообразия тем, обозначенных учителем, выбрать такую, на которую хочется написать сочинение, и есть, что сказать. Это обусловлено и интересами школьников, и уровнем их литературного развития. Дифференциация обучения на уроках сопоставительного анализа лирических произведений помогает выявить способы создания образов, выразительные возможности художественных средств, поэтических интонаций и других элементов текста и готовит к сочинениям повышенной сложности. Умение сопоставлять вырабатывается в результате сложнейшего психологического процесса, поэтому обучению сравнительному анализу учитель должен уделить самое серьезное внимание. Эффективности этого процесса способствует дифференцированный подход к учебной деятельности. Особенно эффективна эта работа в классах с углубленным изучением литературы. Методику сопоставительного анализа покажем на примере стихов Ф. И. Тютчева, посвященных Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии Максимилиановне Крюднер. Это раннее «Я помню время золотое...» (1836 г.), посвященное 16-летней Амалии, и позднее «К. Б.»- Крюднер баронессе- (1870 г.). Сопоставляя эти тексты, школьники обращают внимание на особенности их поэтики. Вопросы для фронтальной работы:
Задания повышенной сложности:
При сопоставлении двух стихотворений разных поэтов учащиеся должны увидеть, как в тексте проявились черты поэтики автора. Покажем это на примере сопоставления стихотворений «Еще земли печален вид...» Ф. И. Тютчева и «Еще весны душистой нега...» А. А. Фета: Вопросы и задания для сопоставления:
Разновидность стиховедческого анализа повышенной сложности - сопоставление двух редакций одного и того же текста. Задача школьников - понять, почему автор подверг текст переработке и что улучшилось в окончательном варианте. Наблюдения основаны на анализе лексики (художественных тропов), синтаксиса (поэтических фигур), образной структуры, настроений, интонаций и рассчитаны на учащихся продвинутого уровня. Особенности поэтического стиля Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Ф. И. Тютчев А. А. Фет Жизнь — это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия мира сочетается с неиссякаемой любовью к жизни. Красота — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь - это миг, закрепленный в вечности. Человеческое я по отношению к природе — не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и эскизность не противоречат строгой художественной структуре стихов, их внутреннему равновесию. В образной системе интегрируются предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления поэта, его внутренний мир. Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность образов ведет к преобладанию настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке. Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов проявляется в сочетании звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов. Использование параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки говорят о высоком мастерстве поэта. Таким образом, специально организуя учебную деятельность, можно добиться эффективного усвоения знаний.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены