РАЗРАБОТКИ
|
Упражнения с водой, как один из способов «запустить» речь у ребёнка с моторной алалией.Умейте открыть перед ребёнком Настоящая статья написана с целью поделиться опытом, который я получила при работе с ребёнком с тяжёлым нарушением речи. Ко мне на занятия ходит Матвей - мальчик с заключением невролога - моторная алалия. Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде речевого развития. При первичной диагностике было выявлено, что все подсистемы языка находятся в рудиментарном состоянии и функционируют аномально. В экспрессивной речи использует ограниченное число слов и звуков-псевдослов. Флексии (окончания) отсутствуют. Слоговая структура слов преимущественно строится по моделям согласный-гласный (СГ). Часто произносится только ударный слог или гласный из ударного слога. Гласные присутствуют, число согласных минимально (смычные [п],[п'],[б],[б'],[т],[т'],[д],[д'] и сонорные [м],[м'],[н],[н']). Основным средством коммуникации выступают экспрессивные компоненты интонации, звукоподражания, звуковые жесты и неречевые звучания (смех, крик). После диагностики мною была выстроена система по работе с ребёнком. В своей работе я опиралась на пособие Пятницы Т.В., Башинской Т.В. «Система коррекционного воздействия при моторной алалии» и Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В. «Учимся говорить», но продвижения в формировании речи были незначительные. После постоянных попыток найти такие формы и методы, которые послужили бы «пусковым механизмом» для речи, я решила просто «идти» за ребёнком – за его желаниями и потребностями. Я заметила, что у Матвея появляется речевая активность только в том случае, когда затронуты его положительные эмоции. Такого эмоционального подъема можно было достичь только в игре. Игра для Матвея является не только ведущим видом деятельности, но и одним из важнейших путей познания окружающего мира. В играх мы используем объекты неживой природы (песок, глину, воду и др.), так как они ценны для развития чувствительности пальцев рук, кинестетических ощущений, совершенствования моторных возможностей ребенка. Но больше всего Матвей любит играть в воде. Наблюдая за Матвеем, когда он погружал руки в таз с водой, я заметила, что он не только с удовольствием плещется там, но при этом ведёт свой разговор или начинает с радостью повторять за мной слова простой слоговой структуры. Из своих наблюдений я сделала вывод, что занятия с Матвеем нужно строить в игре с использованием воды. Погружая обе руки в тёплую воду, ребёнок снимал мускульное, психоэмоциональное напряжение. Наше занятие проводится на основе ознакомления с окружающим миром. Каждый раз Матвей знакомится с каким-нибудь животным (насекомым). Всё зависит от интересов и предпочтений ребёнка на данный момент. На занятии обязательно использую резиновую или пластмассовую игрушку, похожую на настоящее животное, чтобы ребёнок мог её потрогать, рассмотреть и поиграть с ней в воде. Ниже приведено моё занятие – знакомство с крокодилом. Сначала я провела небольшое ознакомление с крокодилом: описала его внешний вид, затем вместе с ребёнком мы посчитали количество лап, определили его цвет, место обитания и чем питается, назвали крокодила в ед. и мн. числе, его детёнышей. Во время описания смотрели презентацию про крокодила и сравнивали его с нашей игрушкой (чем похожи и чем отличаются). Затем я ввела игровую ситуацию: «Крокодил живёт в природе и очень много времени проводит в воде, значит, и наш крокодил будет жить в воде» и предложила Матвею набрать в тазик воды: «Матвей, набери нашему крокодилу тёплой воды, чтобы ему было не холодно». Когда Матвей набирал воду в таз, я спрашивала: «Какую воду ты сейчас открываешь? А, если вода будет холодной, что будет с крокодилом? А какую нужно воду еще открыть, чтобы она стала тёплой?» Затем Матвей опустил крокодила в воду и сразу же начал с ним разговаривать. Я следила за тем, чтобы его речь обязательно сопровождалась движениями (играй и говори одновременно), для этого я также включилась в игру, используя игрушку другого животного (ранее изученного) и начала строить диалог с ребёнком, задавая ему вопросы от имени игрушки. Во время игры мы прослушивали звуки, которые издаёт крокодил и Матвей с большим удовольствием их повторял, «плавая» с крокодилом в воде. Затем крокодил «попросил» ребёнка повторить за ним простые слова, которые он «выучил» у себя на болоте (произнесение слов простой слоговой структуры). Затем знания о животном закреплялись на бумаге: вместе с Матвеем мы сделали аппликацию крокодила. Далее ребёнок обвёл шаблон животного с использованием светового стола – это была «фотография» крокодила, которая была раскрашена пальчиковыми красками (в это время я читала стих про крокодила). В конце занятия был просмотрен мультфильм про крокодила, у которого болели зубки. В качестве домашнего занятия я предложила сказку для прочтения про крокодила, игру «четвёртый лишний», игру-лабиринт «помоги крокодилу добраться до болота», слепить крокодила из глины. Такие занятие с ребёнком проводятся постоянно, только меняется изучаемое животное (чтобы ребёнок не потерял интерес). Если Матвей «не в настроении», то просто «плюхаясь» в воде он повторяет за мной слова различной слоговой структуры. Чтобы новые слова (фразы, предложения) закрепились у ребёнка, я повторяю одно и то же слово (фразу, предложение) снова и снова. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях, но всегда с использованием воды. Благодаря таким занятиям речь Матвея была «запущена» и процесс формирования речи пошёл «скачками». Он стал больше сливать звуки в слоги, слоги в слова, а затем в простые предложения. Сейчас ребёнок строит предложение из 2-х – 3-х слов, делает попытки вступить в диалог. Также во время «водных» игр при изучении змеи, жука были поставлены шипящие звуки. Таким образом, используя вышеописанную систему работы с использованием воды, я достигла определённых успехов в формировании речи ребёнка с моторной алалией, которую я увидела, проведя повторную диагностику речевого развития:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены