РАЗРАБОТКИ
|
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализаКаждый учитель хочет дать ученику качественные знания, т.е. научить осознанному, вдумчивому решению задач и упражнений, а не формальному применению изученных формул и теорем. Безусловно, без ошибок в этом процессе не обойтись. Но отношение к ошибкам ученика может быть разным: можно просто снизить оценку за допущенную ошибку (в этом случае, чаще всего, единственной реакцией ученика на собственную ошибку будет чувство обиды или досады из-за сниженной оценки), а можно научить его не бояться делать ошибки, но вовремя распознавать их и исправлять, т.е. учить самоанализу и самоконтролю. Именно тогда, когда ответственность за правильность выбранного решения ученик переложит на себя, когда у него появиться ощущение, что только он сам, а не учитель, может отыскать выход из создавшейся ситуации, что только от качества его собственной работы зависит конечный результат – только тогда ученик сможет перестать ошибаться. Приведём примеры заданий, формирующих у учащихся навык в нахождении ошибок. Работа над определениями понятий. На слух такие задания воспринимаются тяжело, поэтому нужно дать возможность сравнивать определения или понятия визуально (на карточках или на экране). Например:
На следующем уроке, когда эталонное определение уже выучено, можно предложить ученикам записать определение своими словами, поменяться тетрадями и отрецензировать работу товарища. Например: После изучения теоремы о вертикальных углах предлагается учащимся оценить следующие высказывания:
На следующем уроке, когда теорема выучена, предлагаем оценить следующие утверждения:
Эти формулы имеют внешнее сходство, но внутренние отличия.
Работа над ошибками в преобразованиях Называем вид ошибки, не указывая место её нахождения;
Ошибка допущена при возведении степени в степень.
Ошибка допущена при возведении умножении степеней. Сопоставляемые преобразования на втором этапе в первой группе.
Ошибка допущена в формуле квадрата суммы.
Характер ошибок и их место можно указывать устно. На втором этапе аналогичные задания ученики могут делать самостоятельно, подчёркивая ошибку и исправляя её. ② При составлении задач с намеренными ошибками по геометрии задачи можно условно разделить на четыре группы:
Такого треугольника не существует. √(х^2+1) = √(х^2 ) + √1 = х + 1 Если в очередной раз сказать ученику: «Так нельзя!», то долговременного эффекта это не дает. Подсказав нужную теорему, мы лишь загружаем оперативную память ученика. После таких «конфузов» ученик должен понять, что не учитель, а сама математика не позволяет делать подобные преобразования.
Работа с «многоэтажными дробями». Вывод: лучше добавить скобки, чем рисковать. Большинство аварий происходит при небольшой скорости. Т.е. ошибки чаще всего возникают в простых ситуациях. В частности, нужно проверять с особой тщательностью, верно ли списано условие задачи; верно ли решено возникшее в процессе решения задачи уравнение и т.п. Окончанию решения задачи обычно уделяется минимум внимания – все трудности позади. Именно в конце чаще всего появляются ошибки. Поэтому начинать поиск лучше с конца. Правило «Нет худа без добра» Лучше неверный ответ, чем никакого. Подставляя полученное значение корня последовательно от конца к началу в каждое из написанных соотношений, можно найти ошибочный переход. Правило закройщика «Стежок вперёд, затем назад, ещё вперед – и снова назад» Также и при выполнении преобразований нужно двигаться вперёд, оглядываясь назад, т.е. проверять результат обратным преобразованием. Например, вынесли общий множитель за скобки – раскройте скобки и посмотрите, получится ли прежнее выражение Правило программиста. Работай блоками. Следует разбить работу на небольшие автономные блоки и проверить правильность каждого такого блока. Правило лабиринта «Начни сначала» Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа – дело ни одного дня. Это кропотливая работа, которую необходимо начинать уже в 5 классе. Задача учителя на данный момент – не просто научить выполнять то или иное задание, а научить ученика проверять себя. Ученик должен понимать, что это не менее важно, чем решить задачу. Реалии сегодняшнего дня, когда и девятиклассникам, и одиннадцатиклассникам сидеть наедине с КИМами ОГЭ и ЕГЭ четыре часа и цена ошибки – это цена их будущего, заставляют заниматься этой работой обязательно.
Всего комментариев: 1
1
kamranleo • 12:13, 22.03.2015
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены