РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внеклассная работана уроках английского языка

Разберем 2 понятия: мотивация и внеклассная работа

Что такое мотивация. Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определённой цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренний процесс взаимодействия которых называется мотивацией. Мотивация тесно связана с самыми различными потребностями человека, она проявляется при возникновении необходимости, недостатка в чём-либо.

Выделяют два типа мотивации:

  1. внешняя
  2. внутренняя

Внешняя мотивация, как правило, нацеливает учащихся на достижение конечного результата: получение хорошей отметки, нежелание быть хуже одноклассников, желание быть похожим на родителей, которые владеют иностранным языком.

Внутренняя же мотивация имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения . К внутренней мотивации относятся:

  1. Мотивация, связанная с перспективным развитием личности (Изучаю, т.к. это обязательно пригодится в жизни.);
  2. Коммуникативная мотивация (Нравится общение на языке. Хочу переписываться со сверстниками-иностранцами.);
  3. Мотивация порождаемая самой учебной деятельностью (Интересуюсь английским как предметом: нравится изучать новые слова, выполнять упражнения, ощущать успех в учении.).

Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьника к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определённых успехов.

Что касается внеклассной работы, то в настоящее время, несмотря на возрастание понимания значимости внеклассной работы для достижения общих образовательных целей, многие методисты и учителя по-прежнему недооценивают возможности внеклассной работы, считая ее второстепенной, вспомогательной и даже развлекательной.

В данном сообщении показано значение внеклассной работы как средства не только закрепления полученных знаний, но и как способа формирования умений применять полученные знания на практике, что является необходимым для повышения компетентности учащихся.

К внеклассной работе по предметам предъявляются следующие требования:

  • Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;
  • Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;
  • Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития;
  • Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся;
  • Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;
  • Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

Внеклассные занятия не связаны обязательной программой, их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащихся, поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана.

Внеклассная работа ориентирует педагогов и школьников на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон. Она «открывает школу», создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе учителей, учащихся и их родителей.

У учащихся должны быть воспитаны стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Эти задачи не могут быть полностью решены только на уроках. Многие из них требуют применения форм и методов работы, не укладывающихся в рамках урока. Однако было бы ошибкой считать главной задачей внеурочной работы доучивание того, что не успели доучить на уроке. Общей отличительной чертой внеурочных занятий должен быть признак добровольного выбора занятий учащимися по их интересам.

Между классной и внеклассной работой есть как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что и та и другая работа решает примерно одинаковый круг общеобразовательных, воспитательных и развивающих проблем.

Но есть и ряд различий: тематика внеклассных занятий не предписана, ее выбирает педагог сам либо совместно с учащимися, сообразуясь со склонностями и желаниями последних и, конечно, возможностями учебного заведения. Занятия не скованы жестким регламентом образовательной программы и лимитом учебного времени. Они почти полностью построены на инициативе учеников, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы и могут быть совсем необычны.

У внеклассного занятия шире возможности для ликвидации имеющегося несоответствия учебной деятельности на уроке интересам учащихся. Именно эти отличия, отличают внеклассную работу от обязательной учебной, и определяют ее привлекательность для учащихся. Педагог же видит в ней еще один канал для установления контактов со своими воспитанниками и влияния на них.

Анализируя все выше изложенное, можно сформулировать обобщающее положение, которое определяло бы, что следует понимать под внеклассной работой. Итак, под внеклассной работой понимаются необязательные, добровольные, специально организованные занятия вне урока, цель которых – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублению и расширению их знаний, удовлетворению и обеспечению разумного отдыха школьников.

Роль внеклассной работы состоит в следующем:

  • Повышение интереса учащихся к предмету.
  • Расширение и углубление знаний.
  • Развитие творческих способностей.
  • Внеклассная работа делает уроки более эффективными как для учителя, так и для учеников.
  • Подготовка к трудовой деятельности.
  • Помощь школе.
  • Развитие умений на практике применять свои знания.

Проблема развития умения применять знания, прежде всего, связана с феноменом понимания учебного материала. Для осознания учеником любого содержания недостаточно, чтобы оно находилось в поле его восприятия. Необходимо, чтобы данное содержание стало целью действий школьника, а это, как раз и является одной из задач внеклассной работы.

В педагогической литературе отражаются наиболее общие принципы, определяющие работу системы общего образования в целом. Это принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации, дифференциации, доступности, вариативности, активности, сотрудничества, адаптивности и т.д.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» (К.Д.Ушинский)

Особенно необходимо сформировать устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка на начальном этапе обучения.

Существуют традиционные средства повышения мотивации, используемые в начальной школе: все средства наглядности (иллюстрации, материалы печатных изданий, таблицы и т.п.), дидактические материалы (карточки, тетради на печатной основе и пр.), технические средства (аудио- и видеозаписи).

Наряду с ними мы в своей работе используем следующие педагогические технологии: арт - технологии, игровые технологии, ИКТ – технологии

  • Арт-технологии – это технологии, помогающие осуществлять процесс обучения и развития детей через искусство и художественно - творческую деятельность.
  • Игровые технологии – разные виды игр, введенных в педагогический процесс, как одно из средств достижения поставленных целей учебной или внеклассной деятельности.
  • ИКТ – технологии - это технологии, используемые для подготовки и передачи информации ученику с помощью различных устройств и способов посредством использования современного компьютерного оборудования.

На наш взгляд, данные технологии позволяют более активно включать учащихся в учебно-воспитательный процесс, так как для школьников начальной школы основной формой деятельности остается игровая деятельность. Кроме того, мы учитываем индивидуальные особенности восприятия информации учащимися (часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, другая - вербально, третья – практически, «все потрогав руками») – для более активного включения их в процесс обучения. Так, например, использование наглядных пособий, медиакомпонентов позволит активно включиться в работу визуалам, выразительная речь, музыкальное оформление презентации – аудиалам, возможность активно двигаться ( танцевать, работать с предметами) – кинестетикам. В итоге мы используем в учебном процессе те средства активизации деятельности, в полезности которых убедились на собственном опыте.

Рассмотрим теперь конкретные способы использования данных технологий в педагогической деятельности.

1. Арт- технологии (использование рисования, музыки, лепки, других видов творческой деятельности) мы используем и как одну из форм работы на уроках, и как средство снятия физического и психологического напряжения у детей на занятиях во внеурочной деятельности. Использование этих технологий не требует от учащихся какой – либо специальной подготовки. Использование технологий невербального общения помогает нам найти контакт с замкнутыми детьми, детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. При этом ребенок через свою деятельность раскрывает чувства, настроение, свое отношение к окружающему миру, что помогает ему выразить себя. Это приближает ребенка к реальности, помогает ему быстрее преодолеть свои проблемы. То есть решается задача социализации. Самостоятельность выбора темы или средств выразительности создаёт ту положительную мотивацию, которая явится в дальнейшем основой других форм деятельности.

Нам это помогает лучше понять внутренний мир учащихся и в дальнейшем скорректировать свою работу с каждым отдельным ребенком. Это позволяет нам успешно работать над повышением его мотивации.

2. Использование игровых технологий.

Игровые технологии создают благоприятные условия для получения знаний. Они способствуют активизации психических процессов (мышления, внимания, памяти, воображения), повышают интерес к изучаемому материалу, способствуют более полному и глубокому его усвоению. Благодаря этому возрастает качество обучения. Игровые технологии позволяют проявить каждому ученику «спрятанные» внутри него эмоциональные и мотивационные особенности: стремление первому ответить на вопрос, а, следовательно, глубже вникнуть в изучаемый материал, желание проявить самостоятельность.

3. Использование ИКТ - технологий.

Применение ИКТ позволяет оживить учебный процесс, повышает общий уровень урока, усиливает познавательную активность учащихся, интерес и желание увидеть и узнать у ребят возрастает. Детям очень нравится работать с компьютерами. Использовать информационные технологии можно на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Использование ИКТ – технологий дает нам возможность увеличить эффективность работы на уроке, увеличить степень самостоятельной деятельности учащихся, активизировать познавательную деятельность; формировать у ребят навыки исследовательской деятельности, тем самым повышать их мотивацию.

В своей деятельности мы используем фото- и видеоматериалы, компьютерные презентации (авторские и готовые), аудиоматериал, задания в игровой форме, кроссворды, викторины , видеоролики

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены