РАЗРАБОТКИ
|
Опыт применения риторизированных технологий в работе с учащимися основной общеобразовательной школы.Колпакова И.Э., Опыт применения риторизированных технологий в работе с учащимися основной общеобразовательной школы. В свете современных задач образования, связанных с процессами гуманизации и гуманитаризации школьного обучения, особенно важной становится проблема формирования коммуникативной компетентности учащихся, тем более, что в условиях существования нынешнего информационного общества каждый человек должен обладать определенными риторическими умениями, которые позволили бы сделать общение результативным и успешным. Именно практическая риторика способна вооружить любого коммуниканта необходимыми и доступными знаниями и умениями: понимать мысль и речь партнера, строить собственную мысль и речь, помогающую взаимодействовать с партнером в ситуации общения, добиваясь результата, соответствующего выбранным целям. Моя работа соответствует теме работы школы «Развитие творческого и интеллектуального потенциала как фактор самореализации субъектов образовательного процесса». данная тема реализуется учителями в рамках всех предметов школьного учебного плана, в том числе и на уроках литературы, русского языка, риторики. В этом смысле полагаем, что РАТ может быть с успехом применен при исследовании особенностей речевого поведения литературного персонажа. РАТ может быть рассмотрен как учебное упражнение, которое, во-первых, позволяет анализировать поведение литературного персонажа как коммуниканта, копить необходимые наблюдения, выстраивая свой идеал речевого поведения, во-вторых, приобретать риторические умения анализа любой ситуации общения. РАТ позволяет прямо и непосредственно формировать эти умения, что и становится основой риторической компетентности человека. Применение риторизированных технологий позволяет вооружить ученика универсальными технологическими способами создания любого текста на любую общения. В основе моей методической деятельности лежит проблема разработки и дальнейшего развития требований ГОСа НРК Свердловской области. Начав с апробации УМК «Речь и культура общения (практическая риторика)» Архаровой Д.И, Долининой Т.А., Чудиновым А.П., сегодня пытаюсь найти универсальную методику при формировании коммуникативных навыков учащихся, как на уроках русского языка, так и литературы. В ходе нашего исследования используются разнообразные методы: комплексный культурологический анализ, сравнительное сопоставление, обобщение; эмпирические: наблюдение, информационное моделирование. Необходимо дать определение понятия «риторизированные технологии».
В течение ряда последних лет я занималась апробацией риторизированных технологий в различных ситуациях традиционном курсе развития речи и на уроках литературы. В качестве цели обучения с использованием риторизированных технологий я ставлю перед собой формирование таких коммуникативных навыков, которые позволяют учащимся научиться делать свое общение деятельным, результативным, успешным, то есть тех, которые возникают и совершенствуются при обучении создания ситуативноуместного текста на этапе изобретения содержания речи:
На уроках я отслеживаю, как реализуются цели обучения на этапе рефлексии, когда планирую групповые формы работы в виде риторинга или других риторических упражнений. Анализируя деятельность учащихся, выявляю достижения и определяю дальнейшие перспективы работы. В моей практике сегодня используются:
Коммуникативные игры помогают решить проблему мотивации к обучению риторики, способствуют более полному проявлению индивидуальности, дают возможность участникам игры увидеть неповторимую личность как в себе самом, так и в своих друзьях. Риторический практикум как ситуация общения. Каждый ученик обязательно оказывается включенным в ситуацию общения. Когда учащийся не может не участвовать, порой даже незаметно для себя вступает в процесс общения и оказывается активным субъектом общения. В такие моменты неуспешный ученик может оказаться в ситуации успеха. В данном случае «ситуация успеха»- это субъективное переживание учеником его личностных достижений в контексте собственной деятельности. Практикум обеспечивает личностные и коллективные достижения.Таким образом, подобные занятия помогают социальной адаптации ученика, для большинства людей умение пользоваться языком важнее знания его теории. Применение различных форм диалога (риторического, эристического, эротематического,карнавального), что на наш взгляд позволяет придать процессу обучения личностно-ориентированный характер. В данном случае, я использую специально разработанные правила ведения диалога, правила формулирования вопросов, схему проведения урока-диалога. Составление риторического портрета литературного персонажа с успехом применяется на уроках литературы, так как, во-первых, помогает открыть нестандартные подходы к анализу идейного содержания литературного произведения, во-вторых, риторический анализ драматургического диалога можно рассматривать как учебное упражнение, помогающее учащимся выстроить свое речевое поведение. Методика исследования особенностей речевого поведения литературного персонажа обладает воспитательным потенциалом и помогает сформировать коммуникативную компетентность учащихся. Такую методику я использую и при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (образ Чичикова), в старших классах можно использовать при изучении драмы М.Горького «На дне». Эффективность выбранной мною методики проверяется и подтверждается данными мониторинга. В данном случае от учителя-предметника также зависит выбор направления, методов и приемов педагогического наблюдения. В основе моей системы мониторинга качество усвоения риторических знаний и умений в учебном процессе, что необходимо делать, чтобы показать, что риторизированные технологии универсальны и позволяют технологизировать процессы обучения по созданию различных по типам речи текстов. Это позволяет успешно справляться с творческими заданиями и совершенствовать коммуникативные умения. Качество знаний - определение степени соответствия имеющихся знаний, умений, навыков предварительно планируемых. Первое необходимое условие оценки — планирование образовательных целей, без этого нельзя судить о достигнутых результатах. Процесс оценки знаний состоит из компонентов:
Современное обучение в школе невозможно без применения новых методик и исследовательских процедур. В нашем случае развитие творческого потенциала учащихся осуществляется на основе формирования риторических умений, из которых может сложиться ситуативно-уместное речевое поведение современного человека. данная работа позволяет сделать выводы общенравственного характера связанные с ценностными ориентирами, так как дает возможность осмыслить и сформулировать нравственные основы речевого поведения учащихся и, кроме того, совершенствовать их аналитические способности.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Как побороть подростковую агрессию Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены