РАЗРАБОТКИ
|
Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗАвтор: Афанасьева Юлия Валерьевна Пространственное восприятие осуществляется целым рядом мозговых зон, располагающихся на границе между затылочными, височными и теменными областями левого полушария мозга, и составляют зону перекрытия зрительного, слухового, вестибулярного и кожно-кинестетического анализаторов. Эти зоны формируются только у человека и вступают в работу не раньше 7 лет. Только совместная деятельность этих анализаторов создает у ребенка, в конце первого года жизни, умение ориентироваться в окружающем пространстве. Деятельность полушарий медленно формируется до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту.На развитие ощущения пространства заметно оказывает влияние речь Она является организующим фактором -появляются понятия «левого» и «правого», «спереди» и «сзади» и т.д. При нарушении деятельности отделов мозга соответственно нарушается наглядное восприятие пространства .нарушается смысловая и структурная переработка получаемой информации.Дети с поражением нижнетеменных и теменно-затылочных отделов мозга не могут совместить отдельные элементы информации в целое. В этот же синдром включаются дефекты ориентировки в системе пространственных координат и первичные нарушения счета.Овладение пространственными и временными представлениями здоровым ребенком происходит в несколько этапов .
Можно выделяеть словесную систему по основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево. Сначала ребенок овладевает понятиями верх-низ.потом рассматривается понятие "впереди"- Пространство «сзади» будет являться завершением овладения топологическими, координаторными и метрическими пространственными представлениями, выходящими на целостное представление о пространстве. 1 ЭТАП. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном теле (уровень пространства собственного тела) (1). Сначала ведется работа над общей схемой тела (голова, шея, туловище, руки, ноги), затем необходимо акцентировать внимание на лице и проанализировать расположение частей лица, также с точки зрения «вертикальной организации пространства», т. е. сверху вниз. На уроках изо в каждом классе мы изображаем портреты людей ,сказочных персонажей ,животных .Дети на уроках изображают вслед за учителем, который предварительно проговаривает и анализирует лицо или тело человека Учитель привлекает к такому анализу детей ,задавая наводящие вопросы . Например ,изображая Снежную королеву, проводится такая работа
При таком рассматривании стоит задавать такие вопросы:
В работу также вводятся предлоги Над,под ,между Скурпулезное рассматривание своего лица ,лица персонажа .и отображение в рисунке ,переодичное повторение приводят к тому ,что дети постепенно начинают осознавать себя ,других людей , начинают понимать ,что у них есть такие части тела Многие дети с нарушением интеллекта не знают, из чего состоят руки ,ноги , само тело На самом рисунке обязательно надо показывать и проговаривать ,где низ, верх листа . При изображении фона отрабатывается понятие «вокруг», «внутри», снаружи. 2 ЭТАП. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ Этот этап посвящен работе по формированию представлений о собственном теле, объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства – вначале только по формированию пространства «впереди». Горизонтальное пространство соответствует направлению вперед-назад При изображении пейзажа мы изображаем деревья,предметы ,расположенные на заднем,переднем плане .Например ,изображая деревья в лесу ,мы наблюдаем .что деревья в лесу расположены не в один ряд ,а растут хаотично. Некоторые спереди некоторые сзади,ветки их перекрывают друг друга ,сплетаются . На элементарном уровне вводится понятие перспективы ( те предметы .которые расположены дальше ,меньше на рисунке ,те предметы которые ближе –больше .)Здесь помогают больше фотографии и репродукции картин ,поскольку не всегда детей можно вывести на экскурсию понаблюдать за законами перспективы. 3 ЭТАП. ЛАТЕРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ Этот этап посвящен работе над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на «право-левую» ориентировку, и последующим анализом взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности».Отрабатывается навык понятий «Справа»,» «слева» Позже вводятся слова «справа», «слева», «левее», «правее». Работу, на этом этапе, необходимо начинать с маркировки руки ребенка (как правило, левой). В качестве маркировки могут выступать часы, браслеты и пр.; но необходимо предупредить родителей, чтобы они не снимали их и продолжали работать над развитием, правой-левой, ориентации дома. Начинаем с изучения всех парных частей тела человека, которые можно разделить на «правые» и «левые» (правая – левая рука, нога, ухо и т.д) Изображая натюрморт или пейзаж, рассматривая репродукции фотографии мы постоянно используем эти понятия давая задания ". что находится слева .справа ? Использованная литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены