РАЗРАБОТКИ
|
Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка посредством методов и приемов исследовательской деятельностиЗнание только тогда знание, когда оно приобретено В контексте современного образования перед школой стоят важные задачи – развить предметные, регулятивные, метапредметные универсальные учебные действия. Стандарт создает некий «портрет выпускника основной школы»: «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике». Образование направлено на
Отсюда следует, что полученное обучающимися знание должно носить прикладной характер, в результате чего они смогут применять его на практике в повседневной и профессиональной жизни. Поэтому те УУД, о которых говорилось выше, составляют психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Также в рамках реализации ФГОС следует заострить внимание на развитии познавательной деятельности обучающихся. От того, как ученик относится к познавательному процессу, насколько он заинтересован, умеет ли он получать и пополнять багаж знаний, зависит развитие его личностных качеств и его самооценка. Познавательная активность – это, с одной стороны, учебный навык, а с другой стороны, личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. В настоящее время учебно-познавательная деятельность определяется как одна из ключевых компетенций (по А. В. Хуторскому), которыми должны овладеть учащиеся школы в условиях модернизации образования. Главное отличие учебно-познавательной деятельности от учебной состоит в том, что она направлена на решение социально-актуальной и личностно-значимой для учащегося познавательной проблемы. Развить навыки познавательной деятельности на уроках любого учебного предмета, не только на уроках русского языка и литературы, позволяет исследовательская работа, ее формы, приемы и методы. Рассмотрим, как формы, приемы и методы исследовательские работы, необходимые для развития когниции обучающихся, можно использовать на уроке русского языка. Наблюдение, сравнение (сопоставление), анализ, синтез, обобщение, систематизации - все эти методы уместны на уроках русского языка и литературы. Так в 5-ом классе при изучении темы «Буквы е, и в приставках пре-, при-» ставится проблема: почему в слове преумножить в приставке пишется буква е, а в слове присоединить – и? На основе данной проблемы можно провести небольшое исследование с опорой на языковой материал учебника или раздаточный материал, предложенный учителем. В ходе сравнения слов с разными приставками, их анализа (морфемного, лексического) ребята приходят к собственным выводам. После этого предлагается сравнить свои выводы с параграфом в учебнике, выявить, верны ли были их предположения и суждения и сделать обобщение по изученному вопросу. Данная работа может иметь разные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в паре. В ходе чего развиваются не только познавательные УУД, но и регулятивные, и личностные и коммуникативные. Задание: Сравните однокоренные слова: диалог, монолог, филология, монография, графика и дайте определение понятиям диалог и монолог. Сначала ребята выдвигают собственные предположения, выделяют морфемы, пытаются объяснить, сравнивая корни родственных слов, их значение. В случае затруднения пользуются этимологическими и толковыми словарями. Также сравнивают собственные выводы со словарными статьями, где даются значения слов диалог, монолог. Диалог (от греч dis – два, logos – слово, речь) – речь двух людей, монолог (от греч. mono – один) – речь одного человека, монография (от греч. graphein- писать, чертить) – статья, глубоко исследующая одну тему, графика – раздел лингвистики, изучающий написание, букв и их соотношение со звуками, филология (от греч. phileo люблю) – комплекс наук, изучающих язык, речь и различные словесные тексты. При изучении в 7-ом классе темы «Типы орфограмм» предлагается классифицировать виды орфограмм с помощью таблицы, схемы, что позволит систематизировать и актуализировать знания семиклассников на уроке-повторения и закрепление изученного. В данном случае можно использовать слова с разными типами орфограмм, с которыми обучающиеся будут работать. Как показывает практика, знания, которые обучающиеся получают в ходе исследования, являющиеся результатом мыслительной деятельности, гораздо прочнее, нежели знания, полученные в результате механического запоминания. К тому же методы и приемы исследовательской деятельности, которые учитель-словесник, как и любой другой предметник, может использовать в своей педагогической практике, способствуют решению задач, которые ставит перед нами сегодня ФГОС: развитие личностных, предметных и метапредметных УУД. Интернет-ресурсы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены