РАЗРАБОТКИ
|
Использование современных образовательных технологий на уроке литературы как одно из условий реализации ФГОСАвтор: Вессели Ирина Сергеевна Скажи мне – и я забуду; Научить учиться - вот главное кредо учителя, работающего в современной школе и осознающего свою педагогическую задачу: воспитать всесторонне развитых, мобильных, ориентирующихся в разных жизненных условиях выпускников. Образование 21 века ориентировано не на преподнесение знаний в готовом виде. Их нужно "добыть". Поэтому ведущим методом обучения является системно-деятельностный подход. "Деятельность" - вот ключевое слово в современном образовательном процессе. Как сказал в далеком девятнадцатом веке немецкий педагог А. Дистервег, деятельностный метод обучения является универсальным. «Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося». Так как государству необходимы выпускники, здоровые морально, психологически и физически, учитель должен планировать свой урок с учетом следующих требований:
Чтобы выполнить все эти требования, педагог должен выбирать интерактивне формы обучения, которые как раз позволяют осуществить здоровьесберегающую функцию образования. Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
Не в этом ли заключается суть образования по стандартам второго поколения? Остановив свой выбор на интерактивных формах обучения, педагог сталкивается с другой задачей: выбором подходящей образовательной технологии. Именно от умелого использования учителем технологий зависит уровень и качество деятельности обучающихся. На мой взгляд, одними из наиболее продуктивных современных технологий являются "дебаты", семинарские занятия, технологии интегрированного обучения, учебно-исследовательская деятельность. Так, работая в трех девятых классах, я решила попробовать ранее мною не использованные технологии. Во время подготовки к обобщающему уроку литературы по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души" мне пришла в голову мысль об интегрированном уроке литературы и обществознания. Сегодня ФГОС требует от нас уделять особое внимание метапредметным связям. Совместно со своей коллегой, учителем обществознания, мы провели занятия в двух девятых классах в форме семинара по теме "Образ элиты в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" а в третьем - урок в форме дебатов по теме "Чичиков: кто он? Стало быть, подлец!". (Нельзя не отметить, что эти обучающиеся усваивают программу вне условий ФГОС, но использование методов и технологий, ориентированных на стандарты второго поколения, показали положительную динамику в усваивании учебного материала) В качестве примера приведу вариант семинарского занятия по обозначенной выше теме. Нужно отметить, что обучающимся заранее был предложен ряд вопросов, на которые они самостоятельно должны были приготовиться, и список литературы и Интернет-ресурсов. В основе занятия лежит обсуждение обозначенного круга вопросов. Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по темам "Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души" и "Социальные структуры общества". Форма: семинар Цель:
Формируемые УУД: регулятивные:
познавательные:
личностные:
коммуникативные:
План урока:
Ход урока 1. Вступительное слово учителя - Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем интегрированном семинарском занятии мы обсудим рад вопросов, касающихся двух учебных предметов: литературы и обществознания. Какова же связь разных научных дисциплин, связь разных эпох? Все это нам с вами предстоит выяснить. 2. Введение в тему Работа с цитатами: Цитаты: «Важной задачей общества является достижение высокого качества имеющейся у него элиты и обеспечение ее постоянного воспроизводства. Но на практике элиты часто проявляют склонность к деградации». (Г. Джамиль) - Сформулируйте цель нашего занятия. (Создание обобщенного образа элиты первой половины 19 века на примере поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души") 3. Изучение темы • Обсуждение: - Дате определение стратификации общества. Чем отличается современное деление общества от деления 19 века? 1. Элита (в переводе с фр. élite - «избранный», «лучший») – лучшая часть общества, обладающая более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного общества (социума). 2. Элита – привилегированная группа людей, обладающая реальной властью, влиянием и материальными благами, освобожденная от жесткого контроля ее интеллекта и морально-этических качеств.) • Работа с примерами: - Опишите представителей элиты в поэме "Мертвые души". Какими качествами они наделены? Какие положительные черты у них можно выделить, и какие пороки элиты они олицетворяют. Для характеристики возьмем трех представителей дворянства: Манилов, Коробочка, Ноздрев. (обучающиеся дают характеристику героев) • Разминка (крестики-нолики) -Соревнуется команда педагогов и команда учеников. Если ребята дают правильный ответ, то на доске ставится крестик, если они ошибаются, то ставится нолик. Вопросы:
- Кому принадлежат эти описания:
Подведение итогов разминки • Обсуждение - В поэме Гоголь очень детально при помощи различных изобразительных средств, в том числе и гротеска, изобразил образы дворян. Почему автор не пользуется теми же красками в изображении чиновников? Как он их изобразил и почему? 4. Итог урока 5. Домашнее задание: (2 мин.) - Написать эссе на тему «Пути формирования элиты России во второй половине 19 века – начале 20 века» времени». Список литературы:
Интернет-ресурсы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены