РАЗРАБОТКИ
|
Теоретические основы проблемы здоровьесбережения младших школьниковСалтыкова А.А. Одной из приоритетных задач реформы системы образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья и мотивации на его сохранение. В связи с этим возникает необходимость создания статуса образовательных учреждений как учреждений, призванных сохранять психическое, физическое, социальное здоровье школьников, формировать у них мотивацию на потребность в здоровье, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей. Актуальной для педагогов являются проблема построения методологической основы здоровьесбережения, поиска эффективного применения образовательных технологий в сфере сохранения здоровья субъектов образовательного процесса. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что в практике образовательных учреждений уже существуют отдельные оздоровительные формы, методы и приемы. На необходимость формирования потребности в здоровье через содержание образования указывает Э. М Казин, разрабатывающий психолого-валеологические и педагогические подходы к решению данной проблемы [2]. По мнению ученых, воспитание потребности в здоровье должно сочетаться с обучением методам и способам его сохранения, с разработкой направленных на это учебных программ, педагогических технологий, режимов учебных занятий, оценка работы учителя с учетом валеологических принципов. О влиянии современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей пишет Т. Ф. Орехова, которая разделила все «болезнетворные» факторы на две группы: объективные и субъективные [5]. К субъективным отнесены факторы, связанные с различными видами взаимодействия между субъектами образовательного процесса – учителями, учащимися и их родителями. Объективные факторы определяются нормативными документами, регулирующими организацию образовательного процесса: учебными планами, программами, методическими указаниями. На первом месте по степени отрицательного влияния на здоровье учащихся, особенно начальной школы, стоит преподавание и обучение в режиме «готового знания». С первого года обучения детям предлагается определенная информация для усвоения, запоминания и воспроизведения на уроке. Репродуктивное обучение требует хорошей памяти, но не учитывает природную активность, любознательность ребенка. Автор приходит к выводу, что традиционное образование является не способом проживания жизни учащимися, а подготовкой к жизни, где знания даются не как инструмент для самостоятельного творчества, а как самоцель. При этом учитель «добивается» знаний от учащихся ценой детского и собственного здоровья («двойка» за «плохое» поведение, занижение оценки в качестве стимулирования прилежания и др.), либо сохраняет собственное здоровье, ставя «отстающим» ученикам «дежурную тройку». Решение проблемы здоровьесбережения учащихся она видит в построении учебного процесса на основе принципов проблемного, развивающего обучения, внедрении системы личностно-ориентированного обучения, программы образовательной системы «Школа 2100» и др. Следовательно, решение задачи сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном пространстве необходимо начинать с изменения технологии его организации, в части логики и способов изложения учебного материала, средств и организации форм обучения. Н. В. Сократов оперирует понятием «здоровьесберегающее воспитание», под которым понимает формирование мотивационной сферы детей, поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) [6]. Ряд авторов в рамках педагогики здоровья уделяют внимание решению задач воспитания здорового человека, формированию у него соматического и нравственно-психического статусов с позиции удовлетворения его доминирующих потребностей. Негативные тенденции в здоровье молодого поколения они связывают с противоречиями между потребностями детей и применяемыми способами их воспитания и образования, поэтому необходимы не столько гигиенические, сколько воспитательные педагогические средства. Ю. В. Науменко в концепции здоровьеформирующего образования особое место отводит реализации индивидуально-дифференцированного подхода, который предполагает наличие различных вариантов учебных программ, учебников, анализ и оценку способов проработки учащимися программного материала, использование разнообразных форм занятий и современных методов, технологий обучения, особые требования к профессиональной подготовке и личности учителя. Педагог должен быть способен к доброжелательному общению с разными учащимися, ориентирован на уважительное отношение к каждому независимо от его учебных успехов, на поощрение развития ребенка на основе сравнения его с самим собой [4]. На необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся в процессе реализации здоровьесберегающего обучения указывает в своих работах И. В. Чупаха [7]. На наш взгляд, здоровье – это одновременно условие, способ и результат взаимного отношения духа к телу, которое реализует и выстраивает сам человек. Поэтому необходимо рассматривать здоровье в качестве атрибута личности, а оздоровление как расширение и обогащение психофизиологических возможностей детей. Характерные черты данного направления во многом совпадают с выше представленными концепциями в области сохранения и укрепления здоровья в условиях образовательного учреждения. Важным моментом для современного образования является интеграция социально-педагогических, психологических, медико-биологических позиций в решении проблемы здоровьесбережения субъектов образовательного процесса. В школе элементы уроков здоровья могут быть включены в содержание различных дисциплин: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), мир вокруг нас, мир и человек, окружающий мир, природоведение, психология, экология, биология и др. Обучение в начальной школе создает базовый уровень для последующих этапов формирования знаний о здоровье. В основной школе происходит развитие первоначального целостного представления о здоровье, сформированного на первом этапе обучения. И только у старшеклассников формируется базовая система понятий, необходимых для практического применения в жизни. Таким образом, здоровьесберегающее обучение предполагает реализацию принципов системности, непрерывности, преемственности. К данным принципам необходимо отнести и принцип интеграции, который осуществляется через интеграцию знаний о здоровье и содержания общеобразовательных предметов, например, интегрированные уроки ОБЖ и психологии. Материал любого общеобразовательного предмета (математика, литература, физкультура и др.) с ориентацией на формирование ответственного отношения к здоровью может значимо повлиять на учебную мотивацию детей и выработку навыков здоровьесберегающего поведения. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ), под которыми мы понимаем технологии, создающие безопасные условия обучения, воспитания, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса с учетом возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка, выступает важным условием для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся. К данным условиям необходимо отнести и правильно организованную, достаточную по объему и интенсивности двигательную активность: ежедневную утреннюю гимнастику, регулярные физкультурно-оздоровительные занятия, систематические закаливающие процедуры и др. Особое внимание уделяется учащимся начальной школы, для которых педагоги проводят на уроках гимнастику для глаз, упражнения для коррекции осанки. Младшие школьники проходят медицинскую и психологическую диагностику, для талантливых детей организован специальный медицинский и психологический контроль в рамках программы «Одаренные дети». М. М. Безруких отмечает, что в большинстве школ в целях сохранения и укрепления здоровья школьников применяют повышенную двигательную активность, для снятия статического напряжения во время учебных занятий проводят физкультминутки, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые), используют увеличение количества обязательных уроков физкультуры [1]. По мнению В. И. Ковалько, здоровьесберегающее обучение должно включать три этапа:
На основании анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что учебные программы в основном разработаны для начальной школы. На наш взгляд, это связано с тем, что, начиная с младшего школьного возраста можно осуществлять систематическое и последовательное обучение детей, закладывая основы ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, мотивации на ведение ЗОЖ. Анализ программ обучения ЗОЖ показал, что авторы используют в основном два подхода:
Библиография:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены