РАЗРАБОТКИ
|
Основополагающие направления социально-педагогической деятельности в условиях коррекционной школы 8 видаАвтор: Рябкова Татьяна Владимировна Девиантное поведение рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие в обществе правовым или нравственным нормам. Дети «группы риска» - категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям. Наиболее ярко асоциальное поведение выражено в подростковом периоде, но у детей с ОВЗ оно начинает проявляться гораздо раньше. Выделяют 7 типов нарушений в поведении детей с ОВЗ:
У умственно отсталых детей с отклонениями в поведении выделяются типичные трудности:
В возникновении девиантного поведения ребенка с ОВЗ определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания. В целях недопущения асоциального поведения в школе обязательна профилактическая работа, т.е. предотвращение социально - негативных явлений: правонарушений, социальной дезадаптации, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребление ПАВ и т.д. В условиях коррекционной школы профилактическую работу следует начинать с ознакомления медицинской карты учащегося, в которой указывается степень его заболевания. В соответствии с этим определяется индивидуальный подход в работе с данным учащимся и его родителями. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся с интеллектуальной недостаточностью требует их социальной иммунизации, т. е. обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор. В педагогической практике имеется большое разнообразие форм и методов работы по профилактике асоциального поведения: наблюдение, контроль посещаемости, успеваемости, своевременная информация родителей, посещение семей учащихся, индивидуальные консультации, беседы для родителей, контроль посещения детьми занятий по дополнительному образованию и т.п. В системе профилактической работы выделяются два направления: меры общей профилактики и меры специальной профилактики. Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка. Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на решение уже возникших конкретных проблем детей (девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей). Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним. Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций. Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка. Обозначим 5 основных направлений коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска»: Интеллектуальная сфера. Мотивационная сфера. Эмоциональная сфера. Волевая сфера. Саморегуляция Предметно-практическая сфера. Среди основных методов, используемых в работе с детьми «группы риска» по каждому из вышеперечисленных направлений, можно выделить следующие:
Анализ статистических данных за последние 3 учебных года показывает, что наблюдается снижение количества учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета, а также стабилизация количества неблагополучных семей. Основные аспекты коррекционно-профилактической деятельности, реализуемой в школе относятся:
В школе проводится активная работа по профилактике правонарушений среди учащихся. Школа взаимодействует со многими социальными институтами в рамках профилактической работы с учащимися. (ОДН, КДН, центр род.культуры Исток, соц.-реаб. центр Солнышко, городские и районные библиотеки и т.д.) Ведется картотека учетных детей и неблагополучных семей (на каждую семью и на каждого ребенка, находящегося на учете заводится индивидуальная карточка с анкетными данными, копия свидетельства рождения ребенка, лист индивидуальной профилактической работы, акт материально-бытовых условий, докладные, объяснительные и т.д.). С целью усиления профилактической работы по преодолению тенденции роста правонарушений и преступлений, укрепления дисциплины среди обучающихся в школе работает Совет профилактики. Ежедневно в школе проводится учет посещаемости учебных занятий учащимися, проводятся индивидуальные и групповые консультации по правовым и социальным вопросам, вопросам охраны детства. В конце четверти специалистами школы и классными руководителями заполняются дневники наблюдений учащихся. Традиционно в октябре и апреле каждого года в школе проводится месячник правовых знаний, целью которого было повышение правовой грамотности несовершеннолетних, находящихся в социально - опасном положении. В школе действуют кружки и секции спортивно-оздоровительного и художественного направлений с целью организации досуга детей и профилактики девиантных форм поведения. (кружок «Хозяюшка», секция по волейболу, «Танцевальный калейдоскоп», ансамбль «Алые паруса» и др.) В период каникул спланирована и организована занятость детей, состоящих на всех видах учета. (выступление агитбригады студентов базового медицинского колледжа «За здоровый образ жизни!», выходы в Кукольный театр, зоопарки, планетарии и многое другое.) Спектр причин неблагополучного поведения подростков широк. Одна из главных причин асоциального поведения детей и подростков нашей школы - это недостаточное воспитание детей в семье, которая является важнейшим институтом социализации ребенка. Большая часть учащихся школы из семей со сложной судьбой (малоимущие, малообеспеченные, неполные, состоящие на учете). Кризисные явления в семье приводят к деформации социализации и ценностно-смысловой сферы подрастающего человека, образуя отрицательные тенденции в развитии его личности. Они могут проявляться в форме бродяжничества, наркомании, алкоголизма, проституции, преступных и иных антисоциальных действий. С неблагополучными семьями ведется работа как в традиционных, так и новых формах. К традиционным формам работы относятся:
Новые формы работы с семьей, которые практикуются в школе это институт наставничества и дистанционная информационно-просветительская работа (сайт школы). В заключении своего выступления хотелось бы напомнить о государственном значении коррекционно-профилактической работы школы, представив выдержку из концепции "Наша новая школа" посвященной вопросам социально-педагогической поддержки детства: Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". ПРИЛОЖЕНИЕ Гиперактивное – импульсивен, невнимателен, постоянно в движении, быстрый, активный, много лишних, навязчивых движений. Умстенно – отсталый ребенок с гиперактивным поведением очень импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого и не замышляет и сам порой искренне огорчается за совершенный поступок, происшествие, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит долго зла. Часто ссорится со сверстниками и тут же мирится. В коллективе чаще становится отверженным. Коррекция поведения:
Демонстративное – при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой». Что побуждает ребенка использовать демонстративное поведение. Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых, т.к. в семье с ребенком общаются мало или вообще формально. Коррекция поведения:
Протестное – негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили. Агрессивное – импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны (причинение физического ущерба людям, оскорбления, ругань). Может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей, дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры, драки), жестокие наказания, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Коррекция поведения:
Инфантильное – сохранение черт, присущих более раннему возрасту. Такое поведение связано с диагнозом (обычно это недоношенные дети.) Основная ведущая деятельность - игра (катает по парте машинку, расставляет солдатиков и это расценивается учителем как нарушение дисциплины). Очень часто умственно – отсталый ребенок с инфантильным поведением попадает под влияние старших подростков с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам. Комфортное – сверхдисциплинированные, бесприкословно слушаются взрослых и сверстников, слепо следуют за ними, вопреки своим представлениям, здравому смыслу. Как правило, это прилежные, старательные, организованные ученики. Эти дети подчиняются требованиям учителя. Однако известное недоразвитие познавательной деятельности порождает некоторые особенности поведения. Эти дети зачастую не могут найти выхода в непонятной для них ситуации. Все указания педагога понимают буквально, и в случаях, когда ситуация усложняется и приходится в связи с изменившимися условиями менять решение, у них возникают своеобразные трудности Умственно – отсталые дети с таким поведением чаще узнают о правилах поведения в школе, классе, другом коллективе, а окажись они в другой ситуации, незнакомой, самостоятельно выход из нее найти не могут. Симптоматичное – демонстрация недомогания, слабости, беспомощности. Культивирует болезнь, требует внимания. Признак неблагополучия в семье, школе. Своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что ситуация невыносима для ребенка. Но это еще и способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду для себя: не захотел идти в школу, что-то натворил, поругался или поскандалил, нагрубил. Предупреждение нарушений в поведении детей с умственной отсталостью, легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (кл. руководитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые проявления нарушений в поведении. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно. Предупреждение и исправление поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению правил.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены