РАЗРАБОТКИ
|
Опыт индивидуального социально-педагогического сопровождения девиантных подростков.Авторы: Фудорова Г.Г., Дурова Т.В. В результате политической, экономической, социальной и экологической нестабильности современного общества отмечается рост количества детей и подростков с отклоняющимся поведением. Увеличение количества видов и форм отклоняющегося поведения подростков и их индивидуализированный характер выявляет необходимость в поиске и применении разнообразных методов социально-педагогической профилактической работы. Все более актуальной становится социально-педагогическая профилактика девиантного поведения, максимально учитывающая индивидуально-личностные различия, ориентированная на индивидуальное взаимодействие педагога и подростка. В настоящее время можно отметить переход российской педагогической системы к личностно-ориентированному подходу в воспитании и образовании, к гуманизации образовательного пространства, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, с учетом всех групп факторов, формирующих отклоняющее поведение. В числе таких факторов исследователи выделяют биологические, психологические, психолого-педагогические и средовые. К биологическим факторам можно отнести те, которые передаются по наследству либо приобретаемые во время внутриутробного развития. Это нарушения умственного развития, дефекты слуха, зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы, влияние наследственности, отягощенной алкоголизмом. Психологические факторы: акцентуации характера; неврозы; неврастения; различные пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы. К психологическим факторам некоторые исследователи относят такие К психолого-педагогическим факторам относятся дефекты школьного и семейного воспитания. В процессе профилактики девиантного поведения подростков социальный педагог часто сталкивается с тяжелыми ситуациями, когда необходим особый, индивидуальный подход к решению проблем ребенка. Это могут быть случаи, когда принятые профилактические меры не имели положительного результата; когда дальнейшее пребывание ребенка в семье становится недопустимым, усугубляются семейные конфликты; родители не в состоянии контролировать ситуацию; подросток дезадаптирован в школьной среде и не в состоянии обучаться на общих условиях и тд. В подобных случаях актуальную практическую значимость имеет опыт индивидуального социально-педагогического сопровождения девиантного подростка на примере русско-немецких проектов индивидуальной поддержки и сопровождения подростков из Германии. Краткая характеристика проекта заключается в том, что девиантный подросток из Германии приезжает в Россию на длительный период (от 1 года до 1,5 лет). Весь этот период осуществляется социально-педагогическая профилактика различных форм девиантного поведения подростка русским педагогом-воспитателем, который проживает вместе с подростком и осуществляет индивидуальное сопровождение, а также группой специалистов, поддерживающих проект дистанционно.Осуществление данных проектов становится возможным при сотрудничестве комитетов по делам молодежи Германии, общественной организации «Велленбрехер», группы социальных педагогов России, кафедры социальной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Стороны имеют общие практикоориентированные цели, заключающиеся в организации условий, обеспечивающих полноценные процессы социализации подростков. Процесс индивидуального сопровождения выстраивается как организованное, планируемое и направляемое педагогом взаимодействие с подростком. Маршрут индивидуального сопровождения состоит из определенных этапов, в полноценной реализации которых и заключается эффективность осуществляемой программы индивидуального сопровождения:
Диагностика – это этап наблюдения, описания и толкования совокупных признаков, всесторонне характеризующих развитие ребенка. В своей деятельности социальный педагог может использовать различные доступные виды диагностики, взаимодействуя при сборе данных с другими специалистами службы сопровождения: медиками и психологами.
Диагностика поведения подростка и происходящих в нем изменений осуществляется во время всего процесса социально-педагогической профилактики. Методами диагностики могут быть дневники наблюдения за подростком, беседы, тестирование и др. На основании диагностики, с учетом выявленных особенностей отклоняющегося поведения происходит планирование социально-педагогической концепции индивидуального сопровождения девиантного подростка[4, 25]. Данная концепция должна учитывать все группы факторов, формирующих девиантное поведение и целый ряд особенностей, которые могут осложнять профилактику:
Далее формулируются примерные педагогические цели (поскольку диагностика осуществляется на всех этапах проекта, поэтому цели могут корректироваться и дополняться), например:
Организация определенных пространственно-бытовых условий (среды). В основе практического опыта индивидуального сопровождения девиантного подростка заложена идея максимально полного изменения окружения подростка, погружения его в иную среду. При этом изменяются условия и образ жизни подростка, но сохраняется его идентичность, развиваются природные задатки и способности. Пространственно-бытовые условия, должны способствовать эмоциональной стабилизации подростка за счет близости к природе, нейтрализации внешних раздражителей (ограничения общения с прежним окружением, удаленности от городской суеты и шума, недоступности магазинов с алкоголем и сигаретами, невозможности сомнительных знакомств и связей). Наиболее подходящим вариантом для этих целей становится деревенский дом («проектное место») в пригороде, соответствующий следующим требованиям:
В данных условиях подросток постигает принципы здорового образа жизни, экологического мышления: соблюдение режима, полноценный сон, соблюдение принципов здорового питания регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой. Эффективность взаимодействия педагога и подростка заключается в умении педагога вызвать доверие к себе и актуализировать внутренний потенциал подростка, вселить уверенность в возможности преодоления проблемы. Взаимодействие педагога и подростка проходит определенные стадии развития:
Для успешной мотивации подростка, для формирования четкого понимания происходящего, для общей стабилизации и «встраивания» в профилактический процесс необходимо совместное планирование жизнедеятельности:
Одной из важнейших задач педагога на данном этапе является организация трудовой практики для подростка. Это может быть работа в фермерском хозяйстве по уходу за животными, помощь пожилым людям и инвалидам, волонтерская деятельность в оказании помощи бездомным и больным животным. Кроме приобретения новых навыков, подросток получает опыт новых позитивных социальных контактов, проживает новые жизненные ситуации.Трудовая практика должна осуществляться регулярно и длительно, и сопровождаться символическим вознаграждением за успешное выполнение, что создает дополнительную мотивацию для подростка. Социальный педагог должен быть готов к непрерывной мотивации и стимулированию подростка, использовать рефлексию, анализ и обсуждение, погружать его в новые ситуации с целью актуализации положительного потенциала подростка.
Следует также отметить, что для успешной реализации процесса социально-педагогической профилактики девиантного подростка необходим достаточно длительный период времени – от 6 месяцев до одного года и более, в зависимости от сложности ситуации и степени выраженности отклоняющегося поведения. Каждый процесс сопровождения своеобразен и персонифицирован, что определено индивидуальностью субъекта профилактики. К сожалению, результаты социально-педагогической профилактики не всегда предсказуемы и зависят от множества субъективных обстоятельств. Из этого следует необходимость поиска новых, нестандартных форм социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков. Библиографический список:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены