РАЗРАБОТКИ
|
Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках информатики с использованием модульной технологии обученияБондаренко Алла Анатольевна, На современном этапе развития образования компетентностный подход стал ответом на появившееся противоречие между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем из-за увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомленности, умений, смысловых ориентации, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта. Проводя анализ образовательных стандартов по отражению в них идей компетентностного подхода, Т.В. Иванова в своем исследовании «Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы» выявила, что информатика входит в группу предметов, в которых практически весь стандарт строится на основе компетентностного подхода, то есть это предмет, нацеленный на формирование ключевых компетенций. Компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. А.В. Хуторской отмечает, что формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных. Развитие компетентности - процесс, который «не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению». Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение. Суть модульного обучения состоит в том, что каждый ученик работает самостоятельно, имея возможность проконсультироваться у учителя, получить помощь товарища, в результате значительно глубже познается учебное содержание и, кроме того, все время можно себя контролировать. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого учащегося исключает нарушения дисциплины. Важное место при проведении модульных уроков оказывает ситуация успеха, ощущение учащимся собственного развития. При данной технологии учитель создает условия для личной заинтересованности учащегося не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения. Минимальной единицей учебного процесса в модульно – блочной технологии является не урок, а цикл уроков или модуль. Модуль разделен на учебные элементы (УЭ). УЭ создается как проблемно-деятельностная практическая работа по решению поставленной задачи с учетом индивидуально-личностных качеств учащихся. Учащийся выполняет задание с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. В разработанной мною модульной программе по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» материал разбит на 12 модулей. В начале каждого модуля перед учащимися ставится интегрирующая дидактическая цель, степень достижения которой оценивается учащимися самостоятельно по окончании работы с модулем в разделе «Рефлексия». УЭ №1 – это входной контроль, проверка изученного материала. Здесь используются тесты, как с выбором ответа, так и те, в которых учащийся сам записывает ответ. Каждый последующий УЭ начинается с постановки учебной задачи (УЗ), результат выполнения которой вносится в учебную карту ученика. Каждый учащийся, работая с УЭ, выполняет различные теоретические и практические задания. Файлы с выполненными на компьютере проблемно-деятельностными практическими работами, сообщениями, проектами он сохраняет в папке личных достижений, что позволяет получать рефлексивно отображенное каждым учащимся содержание усвоенного учебного материала. Модульный подход дает ребенку чувство успеха, и ученики стараются закрепить этот успех на последующих уроках. Можно сделать вывод, что модульная технология является наиболее продуктивной в развитии ключевых компетенций и личностно-ориентированной, позволяющей учащимся лучше усвоить материал программы. Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если школьник овладеет приемами самообразования. Ведь одна из основных задач учителя - научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, то есть развить у учащихся информационную компетенцию и компетенцию личностного самосовершенствования. Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек, что очень нравится и учащимся, и учителю.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены