РАЗРАБОТКИ
|
Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возрастаСЕРГЕЕВА ВЕРА АНДРЕЕВНА Аннотация. Данная работа затрагивает тему формирования устойчивых каллиграфических навыков у младших школьников. Полученные результаты убедительно доказывают, что добиться красивого почерка можно, используя принципы современного письма, с помощью традиционных методов и приемов обучения. 1. Введение Проблема формирования каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста актуальна. В трудах психологов Л.С. Выгодского «Мышление и речь», П.Я. Гальперина «Теория поэтапного формирования умственной деятельности», Д.Б. Эльконина «Психология обучения младших школьников» можно найти ответ на вопрос: как научить детей писать быстро и красиво? Но эта проблема актуальна и в наши дни. Как и когда учить ребенка писать? Какая методика наиболее эффективна? Какими должны быть ручка и бумага? Что делать, если процесс обучения письму затруднён? Как подготовить ребенка к письму и научить писать красиво, грамотно? Эти и ещё многие аналогичные вопросы неизбежно встают перед педагогом и родителями ещё до школы. Решая любой из них, мы обязательно должны учитывать, насколько подготовлен ребёнок, можно ли начинать обучение письму или нужна дополнительная подготовительная работа. Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Редко кто владеет основами звуко- буквенного анализа. Все это затрудняет формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения. Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму? Безусловно, да. Но следует понимать, что это во многом зависит от уровня, функционального развития ребёнка, связано с его речевым развитием и состоянием здоровья. Не менее важно и то, как и какую методику использовать. 2. Основная часть 2.1. Формирование навыка письма Для того, чтобы было понятно, как готовить ребёнка к письму, на чем нужно заострить внимание, в чем не стоит торопиться и почему что-то не получается или получается не очень хорошо, необходимо представлять себе, что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть малыш. Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков. Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы чётко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей при письме: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна. Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную намять и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ). На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках (печатных, письменных, заглавных я строчных), научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений. Что же такое навык письма? «Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля » (Краткий психологический словарь). В формировании навыка выделяются три основных этапа.
Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка. Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная деятельность. Ребёнок должен знать и понимать, что нужно делать и как делать. Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как, в каком сочетании и последовательности их необходимо расположить, – первый шаг в обучении. Известный психолог Д.Б. Эльконин считал, «на основе экспериментальных исследований уже давно установлены определённые генетические связи между действием и операциями, показавшие, что ни одна сознательно контролируемая операция не может стать таковой, не пройдя процесса своего формирования как особого сознательного действия». Однако овладеть письменной речью, по мнению Л.С. Выгодского, можно «только при условии, если в первые школьные годы ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идеей и техникой записи». 2.2. Психологические особенности формирования графических навыков письма Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличии от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность, либо в спортивную, графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются. Исследования Д.Б. Эльконина и др. показали, что фонематический слух ребенка к 6 годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения не только устной речи, но и письму. Это всего лишь некоторое представление о психофизиологических особенностях развития каллиграфических навыков письма, что поможет понять, как формируется навык, какие требования можно предъявлять учащимся при обучении письму в том или другом возрасте. 2.3. Приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма В своей работе использую следующие приемы. 2.3.1. Показ Показываю процесс письма и объясняю способы написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. 2.3.2. Копирование Этот способ применяю ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимся без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Однако ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма. 2.3.3. Списывание с готового образца Прием основан на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика. 2.3.4. Воображаемое письмо, или письмо в воздухе Прием опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы. Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв. 2.3.5. Письмо под счёт или в такт счёту Он способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа. 2.3.6. Показ ошибочного написания Спорным является приём показа ошибочного написания. Я применяю его для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка и нашли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом пример ошибочного написания на доску не выносится, а показывается карточка. Перед каждым заданием объясняется ребёнку его цель: «Что будем делать, для чего и как». Объясняя, используются только знакомые слова. За объяснением следует показ. Стоит убедиться, что ребёнок понял инструкции. Важно соблюдать и последовательность занятий, не торопиться. Не освоив предыдущее занятие, не следует переходить к последующим. Ребёнок лучше усваивает, если занятие проходит в игровой форме. Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 3-5 минут. 2.4. Этапы формирования навыка 2.4.1. Штриховка Штриховка – развитие мускульной памяти. Этот этап определяет успех всего обучения. 2.4.2. Развитие тактильной памяти Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы целесообразно учить через осязание. Делается это так. На картон наклеиваются две буквы (заглавная и строчная и соединение их). Выполняются буквы из бархатной бумаги. Ощупывая букву, ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика. Часто используется игра «Угадай букву»: дети, закрыв глазки, находят начало буквы и называют её. Учу детей внимательно рассматривать рисунки, воспринимать и отмечать сходство и различие; рисовать схемы и схематически изображать всё, о чём идёт речь; располагать фигуры на плоскости; копировать (срисовывать сначала самые простые, а потом и более сложные рисунки). Уделяется особое внимание вырезанию различных фигур, лепке, работе с деталями конструктора, работе с мозаикой, природным материалом на уроках труда. Курсивное письмо – это связные, ритмические, тонко координированные движения, сформировать эти движения совсем не просто. Можно выделить два основных вида движений. Например, , такие движения состоят из прямых линий и соединительных штрихов. Они лежат в основе начертания следующих букв: и, н, л, м, п, т, р, у, ц, ш, щ. В русском алфавите есть группа букв, в которых нарушена естественная траектория движений при написании овалов, – ; есть зеркальные полуовалы – есть буквы, не имеющие аналогов – з. Ребёнок должен научиться свободно и чётко писать вертикальные штрихи, наклонные линии, полуовалы и овалы. В курсивном письме почти нет горизонтальных штрихов, но движения руки при написании горизонтальных штрихов имеют такой же характер движений, как при письме вертикальных. Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5.
Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради. 2.5. Подготовка к письму и обучение графическим навыкам В процессе работы у ребёнка могут возникнуть трудности в рисовании прямых, вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понять причины возникающих трудностей позволяют следующие задания.
«Минусовое» выполнение заданий 1-4 – показатель трудностей, связанных преимущественно с недостатками в координации движений. Плохое выполнение заданий 5-10 – свидетельствует о трудностях зрительно-моторных координации и зрительно-пространственного восприятия. Следующий этап – рисование параллельных линий. Именно параллельность всех штрихов придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Следует заметить, что непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка. До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно. Затем идёт этап – письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными направлениями движения. Следует обратить внимание на различие овалов и кругов при их выполнении и способность ребёнка мысленно вписывать овал в прямоугольник . На этом этапе эффективны и вполне выполнимы вот такие графические задания: раскрути спираль – , закрути спираль – . При выполнении этих заданий нужно попросить ребёнка держать руку свободно (на весу, без опоры на мизинец, что позволит почувствовать новые варианты свободных движений руки манипуляциях карандашом или ручкой. Данный этап подготовки уже приближает ребёнка к письму как к таковому. Письмо букв связано с достаточно жёсткими ограничениями высоты и ширины каждого графического элемента, и при обучении дети пишут на разлинованных листах. Поэтому нужно объяснить, что такое строка, как. располагаются элементы, где середина строки, где верхняя линия рабочей строки и где нижняя. Конечно, рисовать и писать просто вертикальные линии легче, чем расположить их на строке, соблюдая определённую высоту, протяжённость (ширину). Если дети уже научились начинать движения в определённой точке, им нужно научиться так же точно заканчивать его. Эта новая задача, поэтому следует объяснить, показать, уточнить, понял ли ученик, что он должен знать. Последний этап подготовки к письму – освоение написания элементов письменных букв. Для того, чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:
Анализ психофизиологических особенностей формирования навыка письма показывает, что письмо, воспринимаемое со стороны как целое и связное, на самом деле является последовательностью дискретных операций. И только тогда, когда навык сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически, без осознания, без направленного контроля. Однако, если этап начального обучения построен так, что что-то не выполняется, что-то исполняется неправильно и т.п., то последующая тренировка закрепит неправильное выполнение и результаты будут неудовлетворительными. 3. Заключение Тема, затронутая в данной работе, актуальна. С первого дня обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребёнка. Появляется новая систематическая деятельность - учёба. Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. Преодоление затруднений чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение. В полном объёме проблема обучения детей письму не решена. Остаются нерешенными вопросы о роли создания зрительного и тактильного образа буквы, попытки подготовки моторики до и во время обучения письму. Возможно, введение в первоначальное обучение машинного печатания в сочетании с другими приёмами поможет ускорить решение этой проблемы. Остаётся проблема обучения наклонному или ненаклонному письму. Не исчерпаны и возможности упрощения письменного шрифта. Необходимо также создание учебного кино. Библиография
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены