РАЗРАБОТКИ
|
Развитие логического мышления младших школьниковАвтор: Черниченко Ирина Анатольевна Одна из важнейших задач начального обучения – развивать у школьников мышление, в том числе логическое, а также формировать способность к активному и самостоятельному мышлению. Многие сегодняшние дети не начитаны, плохо и неумело выражают свои мысли, речь у них нескладная и несвязная. А в неразрывной связи с развитием логического мышления происходит и развитие речи детей Одним из условий эффективного развития логического мышления младших школьников может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления. Развитие таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизацию способствует развитию логического мышления Как говорил древнекитайский философ Конфуций – "Учение без мысли - напрасный труд”. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам природой с рождения? Человек рождается с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но легче вырасти умным тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал свое мышление сам. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. Задача учителя – создать условия для возникновения проблемной ситуации, в которой ребёнок захотел бы мыслить. Мышление детей младшего школьного возраста включает в себя 3 основных вида:
Для развития наглядно-образного мышления можно использовать различные виды заданий с палочками или со спичками и т.д.
Игра "Исключение лишнего" Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. Игра "Поиск аналогов" Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях. Таким образом, решение логических задач, как с целью развлечения, так и для проверки ума и его развития, полезно каждому ребенку, потому что позволяет ему лучше понять свои возможности. Приведу некоторые нестандартные задания, способствующие развитию логического мышления, которые использую на уроках математики. Материал предлагаемых заданий нацелен на то, чтобы создать дополнительные возможности для развития способности рассуждать. Дети могут решать задачи в групповой и индивидуальной форме. В школе и дома, под руководством и самостоятельно. Главное, чтобы это было регулярно.
Логическая игра «Двое и разные». 1. Вера и Глаша пекли пирожки, кто – то с капустой, кто– то с яйцом. У Глаши не было пирожков с яйцом. Кто пек с капустой?
2. Даша и Инна читали, кто-то книгу, кто-то журнал. Даша читала книгу. Кто не читал журнал?
Логическая игра «Так же как». 1. В слове жир переставили буквы – и получилось слово риж. Такая же перестановка была в слове гол Что получилось?
2. В слове кря переставили буквы – и получилось слово ярк. Такая же перестановка была в слове пли. Что получилось?
Логическая игра «Меньше малого» 1. Дина доверчивее, чем Глаша. Кто из них менее доверчив?
2. Артем здоровее Данилы. Кто не такой здоровый как Артем?
3. Лиза смеялась громче Маши. Кто из них смеялся тише?
Логическая игра «Дочь, дядя» 1. Захар старше Феди. Кто из них может быть сыном другого?
2. Костя племянник Фомы. Боря – друг Фомы. Кто дядя Кости?
Логическая игра «Старше, моложе». 1. Сейчас Антон на 2 года старше Василия. На сколько он будет старше Василия через много лет?
2. Сейчас Галина на 3 года моложе Евдокии. На сколько она была моложе Евдокии много лет назад?
3. Лара моложе Люды. Кто будет старше через год?
Логическая игра «Что к чему подходит». 1. На одной странице нарисованы ворона и сорока, на другой- воробей и кролик. Кто на второй странице подходит к первой?
2. На одной странице нарисованы пылесос и холодильник, на другой – ножницы и полотер. Что на второй странице не подходит к первой?
3. На одной странице нарисованы ручка и фломастер, на другой – тетрадь и карандаш. Что на второй странице не подходит к первой?
4 . На одной странице нарисованы пила и молоток, на другой – пила и бревно. Что на второй странице подходит к первой?
5. На одной странице нарисованы стул и стол, на другой – кресло, табурет, диван, шкаф, тахта и кастрюля. Что на второй странице не подходит к первой?
Логическая игра « Синонимы» 1. Волнение – спокойствие, нашел - ?
2. Чистый – грязный, мокро - ?
3. Молчать – говорить, раньше - ?
4. Увеличить – уменьшить, прибавить - ?
5. Большой – маленький. Храбрец - ?
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, потому большинство учеников, даже старшеклассников, не владеют начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.) Роль математики в развитии логического мышления исключительно большая. Причина настолько исключительной роли математики в том, что это наиболее теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложение знаний , есть способ перехода от абстрактного к конкретному. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимы каждому ребенку. Ведь и в учении, и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво. Мышление было бы ненужно, Подведем итоги разговора:
Заканчивая свое выступление, хочу озвучить еще одно изречение на этот раз великого немецкого философа Иммануила Канта "не мыслям надобно учить – а мыслить”...
Всего комментариев: 1
1
плп • 12:00, 23.02.2015
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены