РАЗРАБОТКИ
|
Психологическая характеристика эмоционального развития старшеклассниковПроблема эмоционального развития старшеклассников на сегодняшний день является сложной и сравнительно малоизученной. Современные психологические исследования посвящены, в основном, изучению эмоционального развития личности детей раннего и дошкольного возраста. Несмотря на то, что старший школьный возраст традиционно считается одним из самых эмоциогенных и эмоциональные изменения рассматриваются в качестве главных новообразований этого периода, не существует единой, общепризнанной концепции эмоционального развития старшеклассников. При анализе литературы можно выделить два основных: подхода к изучению эмоционального развития старшеклассников. Первый подход можно охарактеризовать как описательный, он свойствен наиболее ранним теориям, которые к сегодняшнему дню стали классическими. Для этого подхода характерно не столько объяснение, сколько описание эмоциональной жизни старшеклассника. При этом происхождение эмоциональных явлений не представляет отдельной проблемы и интерпретируется в русле общих закономерностей психического развития в этом возрасте. Для таких концепций эмоционального развития свойственны нестрогое использование терминологии, обозначающей эмоции, и в целом несформированность соответствующего категориального аппарата. Описание эмоции и их изменений носит больше житейский характер. Второй подход предполагает выделение или поиск детерминант аффективных изменений в старшем школьном возрасте. В теориях, которые его представляют, разрабатывается специфическая терминология для выделения и объяснения аффективных феноменов старших подростков и юношей. Необходимо отметить, что речь идет не о теориях собственно эмоционального развития, а об определенных общих теориях развитая в старшем школьном возрасте, в которых содержатся те или иные концепции эмоций и их развития. Примером первого подхода к изучению эмоционального развития может служить исследование С. Холла. Концепция Холла представляет собой распространение эволюционного подхода на психику и ее развитие. Принимая идею о наследуемости психики как одну из ключевых, Холл постулирует, что различные стадии онтогенетического развития соответствуют различным стадиям в эволюции человека. В соответствии с этим возраст детей от 14 до 16 лет Холл определяет как переходный период от «дикости к цивилизации». Значит, переходный характер развития свойствен и чувствам, и переживаниям. Отсюда вытекают противоречивость, контрастность и неустойчивость эмоциональной сферы подростков, которые Холл описывает как «юношеские колебания в инстинктах и чувствах, смену инертности и возбуждения, удовольствия и страдания, эгоизма и альтруизма, общественности и уединения, чувствительности и тупости, слова и дела, консерватизма и стремления к новому, чувства и интеллекта». Старшеклассник, в отличие от ребенка младшего возраста, может развивать себя сам и стать частью культуры, может воспринимать свое место в культуре; он более гибкий и чувствительный, более восприимчив к различным институтам общества, обладает способностью «высоких чувств». Гезелл рассматривает юношеский возраст как высоко эмоциональный период. Описание характера и содержания развития эмоций осуществляется в терминах «градиентов роста» , под которыми обозначаются:
Градиенты развития, под которыми, по существу, понимаются определенные формы эмоционального поведения и переживаний,- это эмпирически выделенные категории, определяющие статус эмоционального развития ребенка того или иного возраста. Конкретные эмоциональные изменения в рамках выделенных градиентов связаны с повышением контроля над эмоциями и развитием форм их реагирования, с изменением содержания и источников эмоций, их частотой, формированием чувства юмора и умения конструктивно его использовать в повседневной жизни. Гезелл показывает колебания «аффективности» старшеклассников в терминах счастья, печали, плаксивости. Старшеклассники являются полностью аналитичными в отношении собственных эмоций, проявляют значительный интерес в отношении того, могут ли они контролировать свои эмоции. Биологическую интерпретацию аффективных сдвигов у старшеклассников содержат и психоаналитические концепции. Необходимо отметить, что психоаналитическое изучение подростка началось в 1905 году с работы 3. Фрейда «Три очерка о сексуальности». Личностные изменения рассматриваются им как результат борьбы «эго» против «ид» и связаны с феноменом любви. Концепция Фрейда позволяет представить эмоциональные изменения как определенный аффективный синдром, возникновение которого обусловлено завершением полового созревания. Поэтому главной движущей силой аффективных сдвигов в этот период выступает биологический фактор — биологически заданная динамика сексуального влечения. Попытка преодоления биологизаторского взгляда на психическое развитие имеет место в концепции Э. Эриксона. Психическое развитие в этой концепции предстает как социоэмоциональное. Основной его закон — «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом возрастном этапе развития возникают новообразования, их, естественно, не было на предшествующих этапах этого процесса. Рассматриваемому периоду соответствует пятая фаза в периодизации Э. Эриксона — фаза юности (13—18 лет). Для этой фазы характерен кризис идентичности. Преодоление этого кризиса завершается появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других. Социальная ситуация подросткового и юношеского возрастов была проанализирована в работе К. Левина. Согласно его концепции, специфика положения старшеклассника в том, что он находится в состоянии передвижения из группы детей в группу взрослых, при этом не принадлежит ни одному из сообществ. Это приводит к тому, что его эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, неустойчивостью, повышенной чувствительностью, робостью и неуверенностью, сменой контрастов поведения и настроения, эпизодической агрессивностью. П.М. Якобсон в своих работах, посвященных развитию эмоциональной сферы детей, уделяет значительное внимание изучению эмоционального развития старшеклассников. В частности, он отмечает, что общий рост личности старшеклассника, расширение круга его интересов, новый опыт общения со сверстниками ведет к «интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, связанных с кругом явлений нравственного порядка. Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные условия для большей открытости переживаниям, эмоциональной восприимчивости, более точного регулирования чувств. Развиваются эстетические, альтруистические, патриотические и другие высшие чувства. По мнению Якобсона, для эмоционального развития в этот период старшего школьного возраста закладываются основы эмоциональной жизни человека [1]. Связь между эмоциональным развитием старшеклассников и общением изучает В. Н. Куницина. В своих работах она отмечает, что отсутствие навыка эмоциональной коммуникации приводит к преобладанию отрицательных эмоций над положительными в процессе учебной и внешкольной деятельности. Ребенок при создании эмоциональных эталонов в общении кладет в основу не общие, универсальные для всех людей, эталоны, а специфические, индивидуальные для конкретного подразумеваемого человека. Рассматривая особенности эмоциональной сферы старшеклассников, А. Е. Ольшанникова отмечает, что «эмоциональное благополучие старшеклассника все больше начинает зависеть от следующих факторов: займет ли ребенок достойное место в коллективе, будет ли чувствовать себя равным, иметь авторитет среди сверстников» [2]. Для старшеклассников характерно появление идеалов и эмоций, связанных с ними, обогащение качественной палитры переживаний, расширение круга объектов, вызывающих эмоциональный отклик, умение регулировать и контролировать свои эмоции. Становление самосознания старшеклассников также обуславливает возникновение новых переживаний, специфичных именно для этого жизненного периода, — чувства одиночества, индивидуальности, специфического переживания своего времени, своего будущего, в целом, переживания своего «Я». Увеличение вербального словаря эмоций и эмоциональных переживаний отмечает А. Г. Закаблук. По мнению Е. П. Ильина, эмоциональная сфера старшеклассника характеризуется разнообразием и устойчивостью чувств и эмоций, развитой способностью к эмпатии, высокой степенью развития эстетических чувств, эмоциональной окраской чувства дружбы и любви. Таким образом, эмоциональные изменения выявляются практически во всех сферах эмоциональной жизни старшеклассников и имеют сложный характер. Следует отметить, что все исследования, затрагивающие вопросы развития эмоций старшеклассников, носят феноменологический характер, выделяют и анализируют эмоциональные сдвиги в терминах переживаний, их предметной отнесенности. Эмоциональную сферу, старшеклассников характеризует следующее:
Литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены