РАЗРАБОТКИ
|
Работа с интерактивной доской как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников (на примере урокоШипилова Наталия Викторовна Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «научить учиться». При этом ученик должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока [1]:
Как учитель начальных классов, особую роль отвожу формированию познавательных универсальных учебных действий, т.к. они являются залогом дальнейшего успешного обучения в школе. По мнению Т.И. Шамовой: «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» [10]. К познавательным УУД относятся умения [1]:
На мой взгляд, одной из технологий, способствующих формированию познавательных УУД являются информационные технологии обучения. Без которых невозможно представить современную школу. С появлением в моем кабинете интерактивной доски, я убедилась, что достичь хорошего результата можно благодаря использованию ее ресурсов на различных этапах урока. Возможности использования интерактивной доски достаточно широки [6]:
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. Осознанное усвоение знаний начинается, когда объяснительно – иллюстративный способ обучения на уроках заменяется деятельностным. По данным исследований[4], в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Ведь не зря одна восточная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий, т.к. на этом уроке формируется умение решать проблемы или задачи. По моим наблюдениям, применение интерактивной доски на уроке повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала. Это помогает мне воспитывать у детей интерес к предмету, способствует развитию математических способностей. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Например, учебно-методический комплект «Перволого», включая в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов учит маленьких школьников не только рисовать яркие, запоминающиеся картинки, но и самим создавать мультфильмы, которые в нужный момент могут превратиться в математические задачи. Используя для закрепления материала программу «Академия младшего школьника», я заметила, что ученики более охотно отвечают компьютеру и если он ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить. Интерактивную доску я применяю на разных этапах урока.
В начальной школе очень важно сформировать навыки быстрого устного счёта. Хорошо известные всем преподавателям: «Ромашка», «Круговые примеры», «Заполни пустые окошки» на интерактивной доске становятся более динамичными и интересными. Такие задания помогают «оживить» урок, захватить внимание и экономить время. Чистописание – самый утомительный процесс для маленьких учеников. Процесс написания цифры я обязательно показываю и на экране, сопровождая действия компьютера комментариями. При этом каждый ученик может потренироваться в написании цифры у доски, а «волшебный» карандаш и компьютер помогут ему не ошибиться[3]. Информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами, используя интерактивные модели, которые «оживляю» в момент объяснения [8]. Хорошо известно высказывание К.Д.Ушинского[9]: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется. На уроке математики невозможно обойтись без задач на сообразительность, а если при этом приходится помогать любимым сказочным героям, то процесс обучения проходит ещё интереснее. Основная цель использования ИКТ при изучении геометрического материала – способствовать развитию у школьников наглядно-образного мышления. Роль практической деятельности учащихся на этих уроках особенно высока. В моей «Методической копилке» имеются материалы, которые условно можно представить в следующей классификации [5]:
Многие авторские разработки находятся в свободном доступе на образовательных порталах и сайтах. Каждую презентацию пересматриваю и изменяю в зависимости от цели урока и подготовленности моих учеников. Информационно-учебный – это компьютерные тренажеры, мультимедийные дидактические игры и викторины, разработки уроков, видео-уроки; Для меня наличие в классе интерактивной доски явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое помогло повлиять на качество обучения маленьких учеников и эффективность моего учительского труда. Познавательная активность учащихся проявилась и в повышении их интереса к внеурочной деятельности по предмету. Таким образом, можно утверждать, что грамотное использование возможностей интерактивной доски в начальной школе способствует формированию познавательных универсальных учебных действий [7]:
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Компьютерные средства обучения – только инструменты, которые необходимо использовать грамотно и оптимально. А активным творческим началом на уроке были и остаются ученики, деятельность которых по усвоению новых знаний эффективно организуется и направляется учителем.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены