РАЗРАБОТКИ
|
Педагогический опыт. Формы, методы, технологии обобщения и презентации педагогического опытаМастерство, эрудиция, опыт, качество никогда не приходят сами собой. Качество – всегда результат количества – прочитанного, осмысленного, проверенного на практике. Педагог в современную эпоху не может работать, руководствуясь лишь собственной интуицией и опытом. Накопленный опыт, если он не сочетается с повседневным самообразованием, повышением педагогической эрудиции, овладением новыми знаниями, может со временем стать тормозом на пути к требованиям, предъявляемым жизнью. Изучение и обобщение педагогического опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание. Выделяют три основных подхода в трактовке педагогического опыта:
То есть обобщить опыт своей работы могут педагоги, имеющие любой стаж работы. Педагогический опыт:
Понятия «педагогический опыт» и "передовой педагогический опыт" К передовому педагогическому опыту в более узком смысле относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику нужно любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов. В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса. Классификация передового педагогического опыта:
Классификация передового педагогического опыта
Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта
Не следует увлекаться поисками только «ультранового», педагогических новаций и проходить мимо обычной добросовестной работы педагогов, своих коллег, секрет успеха которых в систематическом воплощении важнейших дидактических и методических принципов и правил, как традиционных, так и новых. Педагог, не создавший нового, но грамотно и эффективно использовавший ранее достигнутое, может служить образцом для подражания и быть передовым для тех, кто не достиг еще требуемого уровня в своей работе. Опираясь на опыт других, нужно искать самим, в поиске рождается своя система работы, не скопированная. Самое опасное – это формализм, а простая «пересадка» чужого опыта, его механическое перенесение на свою почву в конечном итоге приведёт к его отторжению. Поэтому при использовании чужого опыта необходима избирательность, внесение своего, учет имеющихся условий и внесение изменений под эти условия. При этом двигаясь в ногу со временем, применяя новые технологии, не следует разрушать старого, именно того, что многократно себя оправдало. Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности педагогов. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы всего ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности. Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г. Амосову):
Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта нужно определиться с выбором темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за духовным развитием обучающихся и т.п. Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов. Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт. Выделяются три вида обобщения педагогического опыта: рассказ, показ, описание. Наибольшее затруднение у педагогов-практиков вызывает описание своего педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения. Формы обобщения и распространения:
Опыт и мастерство. Педагогическое мастерство – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей, добивающемуся с помощью системы педагогических средств наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании обучающихся
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены