РАЗРАБОТКИ
|
Создание благоприятных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка на уроках русского языкаРыльцева Татьяна Геннадьевна, В условиях гуманизации процесса обучения преподавание школьного курса русского языка требует новых методов и организационных форм обучения, создающих наиболее благоприятные условия для продуктивного усвоения учащимися знаний, развития мышления, инициативы, активности и творческих способностей. Основой умственного развития, формирования интеллекта учащегося является познавательная деятельность. Одна из основных задач систематического обучения детей в школе – это выработка путей активизации познавательной деятельности школьников. В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, воздействие традиционной педагогической практики на состояние здоровья школьников приобретает отрицательный характер. Это выражается в ориентации учащихся не на собственные возможности, а на достижение формальных высоких показателей. Невозможность их достижения приводит к тяжелым последствиям: к негативному представлению о собственной личности и формированию заниженной самооценки, что сказывается на психическом состоянии школьников. Гуманистическая педагогическая парадигма направлена на разработку образовательной среды, в которой процесс обучения мог бы протекать комфортно, без конфликтов и стрессов, что, несомненно, способствует сохранению здоровья учеников. Сохранение здоровья школьников может быть реализовано только с учетом и на основании:
Уровень сформированности положительной мотивации к учебе, познавательной деятельности учащегося определяет возможность эффективного овладения базовыми школьными навыками – письмом, чтением, речью. Активная мыслительная деятельность в процессе приобретения обучающимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии самостоятельности обучающихся в работе. Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют обучающегося в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца. Система активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка включает в себя несколько методов:
В своей статье я хочу проиллюстрировать каждый из названных методов. 1. Метод проблемного изложения учителем знаний направлен на привлечение учащихся к сложной мыслительной деятельности, позволяющей делать собственные умозаключения, искать и находить правильный ответ, открывать новое. Выдвигая перед обучающимися задачу – найти в данном предложении, упражнении учебника или в любом связном тексте ту или иную часть речи или ее форму, необходимо, прежде всего требовать от обучающихся обоснования ответов, приведения доказательств их правильности. Вопросы почему? зачем? для чего? должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе развития навыков самостоятельности обучающихся при изучении русского языка. Так при изучении темы «Правописание приставок на –з, -с» в 5 классе учащимся предлагается определить закономерность выбора при написании букв З или С в приставках, анализируя предложенную запись: 2. Метод самостоятельного овладения учащимися знаниями и формирования умений. Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка представляет собой важное средство воспитания самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции. В целях активизации интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка самостоятельные задания целесообразно предлагать не только сильным, но и слабоуспевающим учащимся для формирования у них осознанного отношения к выполнению заданий. Задание высокого уровня сложности: Даны итальянские слова и их переводы на русский язык: Как по-итальянски будет петь и спасаешь?
Задание среднего уровня сложности: Отыщи зашифрованную птицу в предложениях.
3. Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний. Необходимой составляющей познавательной деятельности является память. В создании оптимальных условий для восприятия информации важнейшая роль принадлежит вниманию. ДИКТАНТ «НА ДРУЖБУ» (Работа в команде: каждый из участников читает по одному предложению текста и диктует по памяти капитану команды, который записывает текст. В итоге команды сравнивают записанные тексты.)
4. Метод обучения выбору языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов, предложений, словосочетаний. В познавательной деятельности огромная роль принадлежит речи. От уровня ее сформированности зависит расширение круга потребностей, совершенствование интеллектуального, нравственного и эстетического развития учащихся. ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. Преобразовать исходный текст в текст на тему «Весна» Осень 5. Метод обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний. Проблема творческой активности учащихся является одной из центральных проблем обучения наших дней. Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работ, направленные на развитие самостоятельности мысли обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни. ЗАДАНИЕ 1. Восстановите текст. Найдите наречия и подчеркните их как члены предложения. Определите вид и спряжение глаголов. Подчеркните сказуемое, в состав которого входит слово категории состояния. Если добавляется стилистическое задание, выполнение работы включает элементы поисковой деятельности учащихся. Выполнение заданий поискового характера способствует достижению двух целей:
ЗАДАНИЕ 2. Восстановите текст, составив из данных слов предложения.
Дети полнее и глубже усваивают информацию, если она эмоционально привлекательна. Настоящее движение вперед присутствует только там, где есть вызов, соревнование с самим собой, творчество. Одним из продуктивных способов учебы является игра. В процессе игры ребенок непроизвольно, но прочно фиксирует в памяти те объекты, которые не старался запомнить, поэтому игровая деятельность сохраняет значимость как эффективное средство интеллектуального развития. 1) Встреча на ярмарке 2) Овсянка Познавательная игра — один из видов умственной деятельности ученика в учебном процессе — используется для достижения обучающей, развивающей и воспитывающей целей обучения. Использование элементов игры позволяет максимально активизировать учение школьников, повышать продуктивность умственной деятельности учащихся Качество знаний учащихся, уровень их умственного развития находятся в прямой зависимости от характера обучения. Самыми глубокими и прочными являются те знания, которые добыты в процессе активного умственного труда на основе создания проблемных ситуаций, организации решения проблем, применения игровых методов и форм обучения. Принцип активного обучения заключается в том, что учащийся должен самостоятельно «открыть» настолько большую часть изучаемого материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно. Если мы поймем это, то сохранение здоровья школьников станет естественным следствием образовательного процесса, а не результатом его преодоления.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены