РАЗРАБОТКИ
|
Эффективные приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников.Сафронова Ольга Владиславовна Орфографическая грамотность учащихся – это одна из важнейших проблем, стоящая перед школой на протяжении всего её исторического развития. Психологи П.С.Жедек, В.В. Репкин, Г.Г. Граник , методисты М.Р.Львов, М.В.Баранов и другие подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от того – насколько у пишущего развита способность обнаруживать орфограммы. Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания и развития кратковременной памяти. Большинство детей в начальных классах допускает ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются. Но что делать, если ребёнок продолжает ошибаться? Если не скорректировать этот процесс, не помочь ученику в начальной школе, то к среднему возрасту можно получить безграмотные работы по русскому языку, нелюбовь к творческим заданиям, касающиеся письма, а также неразвитую устную речь. Поэтому одной из важных задач учителя является повышение грамотности учащихся. Поскольку орфографический навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии уделяется серьёзное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также поиска путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей. П.С.Жедек в орфографическом действии выделяет две ступени:
Орфографическое действие – это сознательное действие, а не навык. М,Р.Львов выделяет пять этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:
Для формирования орфографической зоркости рекомендую эффективные приёмы, которые с успехом использую в своей работе. 1) Письмо с проговаривание (хоровое и индивидуальное). 2) Комментированное письмо с указанием орфограмм. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму. 3) Зрительный диктант. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем текст закрывается и дети пишут его под диктовку учителя. После написания организуется проверка (самопроверка, взаимопроверка) написанного диктанта. 4) Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. 5) «Секрет письма зелёной пастой». С помощью этого приёма дети оформляют письменные работы в тетрадях так: как только появляется правило – начинает работать зелёная паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зелёный свет «зажигается» в тетрадях учеников. 6) Словарь слов с непроверяемыми орфограммами. В процессе работы на уроках встречаются слова с непроверяемыми орфограммами, эти слова фиксируются и записываются в словарь. 7) Какографические упражнения. В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. 8) Выбор слов из текста с заданной орфограммой. Например, задание: найти в тексте слова с непроизносимым согласным, запиши слова и проверь их написание. 9) Постановка пропуска в места новых (не изученных ранее) орфограмм. Этот приём используется при письме под диктовку. Дети имеют право поставить пробел в слове в том месте, где орфограмма ему не знакома (не изучалась ранее). 10) Специально организованное списывание. Этот приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В.Репкина и П.С.Жедек. Должен жёстко соблюдаться алгоритм списывания. Алгоритм списывания
а) читай то, что написал, отмечая дугами слоги; 11) Поиск орфограмм в «чистом» тексте. Задание: в тексте подчеркни изученные орфограммы. 12) Классификация орфограмм в «чистом» тексте. Задание: выписать из текста слова с орфограммами: парный согласный; безударный гласный, с удвоенными согласными и т.п. (группы орфограмм в зависимости от текста). 13) «Фотограф». На доске (на карточке) записаны слова с различными орфограммами. Ученику даётся 1-2 минуты прочитать и запомнить (сфотографировать) эти слова. После этого слова закрываются и дети записывают их по памяти. Оценивается грамотность, количество слов. Кто правильно и всех больше записал слов , тот фотограф-профессионал. 14) Творческий тематический диктант. 15) Работа над ошибками. 1-вариант 2-вариант Источники:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены