РАЗРАБОТКИ
|
Формирование элементарных математических представлений учащихся МСКОУ VIII видаУчитель-дефектолог МСКОУ VIII вида Если ребенок дифференцировано воспринимает цвет, форму, величину, количество предметов окружающего мира, то он способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт. Формирование познавательной деятельности у умственно отсталых детей происходит замедленно. Снижение общей психической активности у детей приводит к ограниченности их жизненного опыта, недостаточности эмоционально-волевой сферы и поведения. Данная категория детей не испытывают потребности в познании, у них отмечается отсутствие интереса, внимания к предметам ближайшего окружения: - они не удерживают взгляд на объектах, - не рассматривают их, - чувственный опыт оказывается бедным и недостаточным. Для успешного формирования элементарных математических представлений у умственно отсталых детей в своей работе на следующие принципы. Принцип комплексности: он предусматривает необходимость коррекционно-педагогического воздействия на все виды психической деятельности (познавательной и эмоционально-волевой) и социального поведения. Принцип межпредметной связи: формирование элементарных математических представлений у детей коррекционной школы осуществляется с учетом содержания всех разделов коррекционно-образовательной программы, которые создают основу для овладения математическими представлениями: сенсорное воспитание (цвет, форма, величина), формирование пространственных представлений, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, музыкальное воспитание, физическое воспитание, изобразительная деятельность и конструирование. Принцип системности и последовательности: работаю над формированием у детей представлений: - последовательный переход от одних знаний к другим, - от простого к более сложному, - от прочно усвоенного к новому. Принцип деятельностного подхода: в работе делаю упор на поддерживание интереса к выполнению практических действий, используя наглядность, практические действия, игровые приемы, значимые для ученика игровые ситуации. Принцип социальной направленности знаний – предусматривает формирование знаний, умений и навыков, близких их опыту и возможностям. Это необходимо для обеспечения ориентировки детей в окружающей действительности, использовании знаний в других видах деятельности, в повседневной жизни. Принцип научности и доступности - представлен знаниями из области элементарной математики, которые предлагаются детям в доступной форме в соответствии с их интеллектуальными возможностями. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода Создание благоприятных условий обучения возможно при учете познавательных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Начиная работать учителем- дефектологом поставила значимые в работе задачи:
На занятиях по формированию элементарных математических представлений детей учу сравнивать объекты по одинаковым основаниям: цвет, форма, размер. При подборе материала для занятий следует помнить, что иллюстрации должны быть яркими, красочными. Признаки объектов на иллюстрациях должны быть явными, четкими. Пример: (на классификацию) Найди на иллюстрации:
по другим признакам
Пример: (на внимание) Игры: «Что пропало?». «Чем отличаются?». «Найди одинаковые» и т.п. Пример: (Количество) Разложим фасоль и горох по своим баночкам. Пример: (Размер) Разобрать по размеру предметы из баночки, из коробки и т.д. (пуговицы, кубики, фантики). Сложите в большую корзину большие грибы, а в маленькую - маленькие; Выберите и сложите на одну тарелочку все красные бусины, а на другую - все синие; Пример: «Длина. Ширина. Толщина» Найди самый длинный шнурок. Найди самый короткий шнурок. Найди длинную (короткую) дорожку к домику. Сделай длинный — короткий шаг. Выбери самый длинный овощ. «У какого зверька длинный (короткий) хвост (уши)?» (заяц, волк, мишка, лиса). «Какая одежда по длине?» (длинный — короткий шарфы, куртка — пальто, носки — гольфы, шорты — брюки, рукава у рубашки и майки). Пример: (Группировка предметов) Раздели на группы предметы (по признаку) большие, маленькие; белые, черные. Разложи прищепки, разные по цвету. Разложим посуду на подносы ( по цвету, размеру). Разложи чашки и ложки. (цвет, величина) Подбираем пары (обувь, носки, варежки)». Пример: (Форма предметов) Закрой коробочки разными крышками. Разложи в коробки (разные по цвету и размеру фигуры разложить по коробкам с контурным изображением фигур). Разложим пуговицы» (разные по форме пуговицы раскладывают по коробкам). Найди такую кляксу. Разложим печенье по коробкам» (разное по форме печенье раскладывают по разным коробкам). Игра «Найди такой же (такую же)» (задание на сравнение) квадрат, круг, букву «А», клоуна). Выбери на ощупь из мешочка все кубики или все шарики. Пример (пространственная ориентация). Посмотри вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. Что ты видишь на столе, над столом, под столом. Что расположено внутри, снаружи ящика. Что ты видишь на иллюстрации вверху - внизу, в центре, посередине, слева - справа. Математические представления могут быть сформированы только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Для детей характерен низкий уровень общего речевого развития, который обнаруживается как в понимании обращенной речи, так и в активном ее использовании. Учитель-дефектолог организует и направляет речевую деятельность детей. При выполнении действий с математическим материалом педагог комментирует их, словесно оформляет полученную информацию, стимулирует речевые высказывания каждого ребенка. Пример: (Подбор и группировка предметов по заданному признаку). Положи в таз всю красную посуду. Составить вместе все большие кубики. Пример: (Определение количества групп предметов) Перед ребенком помещают три группы предметов, разных по количеству: 1 карандаш, 4 карандаша, 10 карандашей. Вопрос: Сколько здесь карандашей?» Если ребенок не может назвать количество предметов, то педагог просит показать, где одно (много, мало). Можно предложить задание найти и назвать (показать) предметы, которых в комнате много, и предметы, которых по одному. Пример: (Составление по порядку) Выложить ряд, чередуя большие и маленькие круги Разложить ленты по длине. Пример: (Сравнение множеств по количеству) Сравни по количеству: две группы предметов (4 кружки и 3 тарелки, 3 круга и 3 квадрата. Пример: (Счет предметов) Сосчитай и скажи — сколько всего морковок. Пример: На карточке изображение 4 тарелок, расположенных в ряд на одинаковом расстоянии друг от друга. Ставится тарелка с мелкими игрушками — грибками (4—6 штук): «Положи на каждую тарелку по грибку. Возьми столько грибков, сколько тарелок». Таким образом, организовывая игры, упражнения на занятиях и вне занятий, создаю и использую специальные ситуации, которые способствуют формированию элементарных математических у умственно отсталых детей. Все задания сопровождаются словесными пояснениями и проводятся в игровой ситуации. Использование упражнений с игровым, природным и другим материалом позволяет повысить психическую активность детей. Это важно как для формирования элементарных математических представлений, так и для социального развития умственно отсталых детей. Библиография
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены