РАЗРАБОТКИ
|
Исследовательская деятельность учащихся как механизм социализации личности в динамично меняющемся миреНеобходимым условием социальной адаптации школьников в динамично меняющемся мире, на мой взгляд, является развитие и становление их внутренней свободы. Под внутренней свободой личности понимаю её способность к самореализации, самовыражению, к осуществлению свободного выбора, контроля и оценки процесса результата своей деятельности. Образовательный процесс должен быть ориентирован на личность как творческое активное начало. Исследуя и активно действуя в окружающем его мире, ребёнок творит, создаёт себя, самоопределяется в системе жизненных отношений: «я – я», «я – природа», «я – общество». Существует мнение, что дети средних и начальных классов воспринимают в основном лишь событийную внешнюю сторону исследовательского процесса. Напрашивается вопрос - может ли учитель ставить перед детьми серьёзные исследовательские задачи? Не нужно недооценивать исследовательские возможности детей. Особая сложность проблемы заключается в том, что объяснить своё восприятие, осознать его и перевести на язык слов, на уровень логических понятий и чувств, ребёнок часто самостоятельно не способен. Но ведь учитель может помочь ему в этом, активизировав работу детской души и ума. Ведь дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Участвуя в исследовательской деятельности, ребёнок ощущает себя ответственным и важным первооткрывателем. Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их жизненного опыта, от сложности темы исследования, от собственных способностей. В процессе исследовательской деятельности у учащихся развиваются важнейшие общеучебные умения: осмысливать задачу, самостоятельно находить недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, планировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность. А самое главное развиваются коммуникативные умения: работать в сотрудничестве, вступать в диалог, уметь задавать актуальные и правильно сформулированные вопросы, доступно и грамотно презентовать достигнутые результаты коллективу. Тем самым у ребёнка развивается чувство собственной значимости и нужности окружающему его социуму. Умение соответствовать запросам общества, и появляется возможность не бояться реализовать себя. Начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста с жадностью впитывают знания об окружающем мире, наблюдая за тем, что происходит вокруг, получая ответы на свои бесконечные вопросы. С началом обучения в школе этот процесс становится более целенаправленным и систематичным. Главное, вовремя распознать желание ребёнка, не оттолкнуть его равнодушием, не погасить горящие детские глаза и желание к самовыражению. Таким образом, детская любознательность, непосредственная жажда к чему то новому и необъяснимому, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взрослый, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте. Учитель, поощряющий исследования, постоянно задаёт вопрос: «Что вас заинтересовало?», нацеливая детей на продуктивную деятельность. Довольно часто педагоги жалуются на скудность учебников, по которым занимаются дети, нехваткой в них тем и поводов для организации исследовательской деятельности учащихся. Исследователей можно вырастить по любым учебникам. Учитель не должен навязывать тему исследования. Пусть ребёнок изучает то, что ему интересно, то, что для него значимо. С большим удовольствием, дети в начальной школе исследуют любимые игрушки, домашних животных, семейные традиции и собственное здоровье. Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения использую различные методики. 1. Развитие умений видеть проблему. Проблема – это затруднение, требующее разрешение, то есть действий, направленных, прежде всего, на исследование всего, что связано с данной проблемой. Поиск проблемы – дело не простое. Умение видеть проблему – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для того, чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Могут в этом помочь некоторые упражнения.
2. Развитие умения выдвигать гипотезы. Гипотеза – это предположение о закономерной связи явлений. Множество интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете. Посмотреть на ситуацию с другой стороны. Упражнения.
3. Развитие умения задавать вопросы. В процессе исследования вопрос играет важную роль. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответов, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Упражнения.
4. Развитие умения и навыков экспериментирования. Эксперимент – важнейший из методов исследования и самый главный метод познания. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий. Эксперименты могут быть мыслительными и эксперименты с реальными объектами. В ходе мыслительных экспериментов исследователь представляет себе каждый шаг своего действия с объектом и может увидеть результаты этих действий. Участие в исследовательской деятельности воспитывает в детях уверенность в своих силах, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми, что так нужно развивающейся личности. Однако, для того, чтобы этого добиться, нужна систематичная, целенаправленная, творческая работа педагога с учащимися. Именно в процессе сотрудничества ребёнок получает опыт общения с окружающими людьми и научается проявлять себя личностью и обращаться к другому человеку как к личности. Проходя путь исследователя, дети получают огромный жизненный опыт, кладезь знаний и умений, которые, как драгоценные камешки, будут украшать их жизнь, и в дальнейшей жизни будет множество возможностей ими неоднократно воспользоваться. Список литературы.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены