РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование коммуникативных умений обучающихся в работе сетевых проектов и исследовательской деятельности (из опыта работы)

Автор: Бондаренко Аполлинария Александровна
Учитель начальных классов, руководитель МО начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» города Перми

Краткая аннотация материала:

В статье содержится материал о формировании коммуникативных умений учащихся начальной школы – сетевых проектах и исследовательской деятельности младших школьников, способах их формирования и некоторых результатов учеников

Тема статьи «Формирование коммуникативных умений обучающихся в работе сетевых проектов и исследовательской деятельности (из опыта работы)»

Цель: доказать важность сетевых проектов и исследовательской деятельности для Формирования коммуникативных умений младших школьников.

Существующая проблема в образовании и в современной жизни, по мнению многих учёных – это недостаточно сформированные ещё в детском возрасте коммуникативные умения. Какие пути решения такой проблемы можно обозначить? В своей статье мне хотелось бы представить опыт работы по формированию данных видов умений. Эти умения можно реализовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Психологический словарь определяет понятие «коммуникация», как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характер. Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась.

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас. Коммуникативные умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». Коммуникативные умения учащихся формируются только в процессе непосредственного общения с учителем, сверстниками и другими людьми. Результативное, удовлетворяющее интересы и общение подразумевает овладение ими коммуникативной грамотностью.

Если говорить о тех умениях, которые приобретают учащиеся в ходе работы над исследованиями, то на первый план выступают такие умения: коммуникационные или речевые: умение ясно и четко излагать мысли; умение убеждать; умение аргументировать; умение строить доказательство; умение выносить суждения; умение анализировать высказывание.

Представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе начальной школы требования к реализации УУД, в коммуникативных УУД, мы должны выполнить следующее: выпускник научится строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения, различные точки зрения, позиция партнёра в общении и во взаимодействии, уметь учитывать разные мнения. Также необходимо уметь договариваться, выполнять совместную деятельность. Партнёру должны быть понятны высказывания оппонента. Важное умение – задавать вопросы, контролировать действия партнёра. Учащемуся нужно использовать речь для контроля своих действий, а также владеть диалогической формой речи.

Помимо этого, сверх требований выпускник получит возможность научиться:

  • координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Упоминая о двух реализуемых формах развития коммуникационных умений, хочется представить сетевые проекты и исследовательскую деятельность.

Сетевой проект – это форма организации проектной деятельности, предполагающая удалённое взаимодействие учителей и учащихся, объединённых общей темой, целью, формами работы и методами исследования.

Для чего учителю выходить в Сеть и при этом вести туда детей? В конце концов, это не входит в прямые обязанности учителя... Но мы живём в 21 веке, называем себя современными людьми и, что еще важнее, хотим учить человека 21 века, которому по плечу все достижения цивилизации и который (со временем) сможет внести свой вклад... Если мы с вами сегодня его поддержим и поможем в выборе формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, то мы выполним одну из важных задач современности – решение вопросов коммуникативного характера.

Сформированные коммуникативные умения – залог успешной жизни молодого человека, нахождение и проба «самого себя» в жизни. Одной из таких форм, способствующих формированию данных умений стали сетевые учебно-исследовательские проекты.

В современном мире цифровые технологии семимильными шагами завоевывают жизненное пространство человека. Самыми гибкими и восприимчивыми к освоению и получению зависимости от цифровых технологий являются дети, школьники младших классов и даже дошкольники, так называемее «цифровые аборигены». Они быстро осваивают телефоны, компьютеры и т.п., всё программное обеспечение к ним. Цифровая аппаратура – это уже неотъемлемая часть их жизни. К великому сожалению, её использование носит преимущественно бытовой характер. Что нужно делать школе?

Наполнить «цифровые игрушки» образовательным содержанием.

Этим самым мы решаем две проблемы:

  • проблему повышения уровня образования, так как цифровые аппараты позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время обрабатывая огромное количество информации;
  • проблему «отцов и детей», так как у учителя и ученика в процессе совместной деятельности существенно меняется иерархия отношений. Преподаватель выступает помощником, консультантом в обучении, не навязывает определённого способа действий, как было ранее, а обучающиеся становятся активными субъектами обучения, они начинают самостоятельно принимать решения, критически относиться к информации, творчески мыслить….

Идеальным подходом являются сетевые проекты, которые можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе цифровой технологии.

Сетевые проекты способствуют развитию у школьников коммуникативных умений – способности к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.

Какой начальный результат мы можем получить на самых ранних этапах?

  1. Формирование умения работать с информацией и медиасредствами: умения находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами; кратко и ясно излагать свои мысли при общении в сети (конечно, с помощью взрослых!)
  2. Развитие межличностного взаимодействия и сотрудничества: способности работать в команде; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умения сопереживать; уважать различные мнения.
  3. Направленность на саморазвитие: осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
  4. Формирование умений работы в сети Интернет: в wiki-среде; в сервисе Google; в блоге.
  5. Совершенствование умений работы с цифровой техникой.
  6. Формирование умений работы с программами обработки изображений и видео и др.

Какие проблемы возникают в ходе работы в сетевом проекте?

  1. Действительно, трудно детей переключить из «игрового» русла в информационное.
  2. Самая неожиданная проблема – работа в команде. Возникают трудности с формированием лидера (каждый желает продемонстрировать свои умения!)
  3. Техническая сторона вопроса. Самим участникам команды нужно находиться либо в одном оснащённом техникой для каждого кабинете, либо работать в своей микро-сети.
  4. В ходе работы сетевого проекта необходимо детей учить необходимым умениям, которые ты сам постигаешь на ходу!

На примерах сетевых проектов, в которых мы с классом принимали участие «Космические дали-2012», «Космические дали-2014» (победители! 2 «Б» класс), проводимые нашей школой на web-2, «Горжусь тобою, улица моя», «Умники», проводимые Городской проблемной группой учителей можно сказать, что их организация позволила приобрести необходимый опыт. В краевой интеллектуальной интернет-игре «Умники» в номинации «За упорство и пытливость в познании краеведения» отмечена поощрительным призом ученица 2 б класса Вечтомова Карина. Участие в этих проектах действительно способствовало формированию коммуникативных умений. Например, группы ребят, из которых были сформированы команды, ещё крепче упрочили связи в своей мини- группе. Они получили опыт общения не только в своей группе, но и, самое главное, в группах, которые работали в проекте.

Надо отметить, что благодаря участию в сетевых проектах, улучшились показатели успешности этих детей, произошло положительное взаимодействие не только внутри группы детей, но создались группы активных творческих родителей, которые сами предлагают провести проекты внутри класса. Такому сотрудничеству мы только рады. И нет предела совершенству. Главные успешные проекты впереди!

Помимо сетевых проектов, в которых принимали учащиеся, родители и учитель, главный вид деятельности – это исследовательская работа. Благодаря этому виду деятельности, активно получают развитие не только личностные универсальные учебные действия, но и коммуникативные. Эти УУД активно должны отработаться в ходе подготовки к конференции. Здесь важный компонент коммуникативных умений – «говорение», умение ответить на вопросы. Часто на собственных примерах детям нужно объяснять, что стиль выступления должен соответствовать деловой речи, а умение отвечать на вопросы достигается ежедневно и ежечасно на каждом уроке, кода мы, учителя, начиная с первого класса, требуем и добиваемся от детей формулировки полного ответа. Именно этот критерий оценивает жюри в ходе работы конференции, когда задаются вопросы и выслушиваются ответы на них.

Очень важный компонент коммуникативных УУД – общение. Оно в полной мере формируется и в сетевых проектах, и в исследованиях. Дети удалённо или напрямую постоянно общаются со сверстниками, учителями, руководителем работы. С позиции деятельностного подхода общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, это деятельность, обмен информацией, выработка единых критериев для понимания друг друга. Такой контакт возникает в ходе подготовки к выступлению на конференциях исследовательских работ младших школьников. Опыт работы в этом направлении, проводимый нашей школой №10 на протяжении пяти лет, подтверждает это.

Как результат, можно представить следующие достижения учащихся на конференциях исследовательских работ в

Свердловском районе города Перми:

  1. Вилюжанина Полина, ученица 4 класса 2 года работала по теме «Моя родословная» и «Моя родословная. Фамильный ряд» - 1-е места.
  2. Рязанова Дарья, ученица 4 класса представила тему «О памперсах и не только... – 2-е место.
  3. Цветкова Анастасия, ученица 4 класса представила тему «А нужно ли мыть руки»? – 3-е место.
  4. Гутов Степан, ученик 1 класса работал над темой «Домашний питомец – хомяк» - 1-е место.
  5. Вечтомова Карина, ученица 2 класса представила тему «Домашние шиншиллы», 2-е место в секции «Естествознание».
  6. Сырвачев Егор, ученик 2 класса работал по теме «Улица Глеба Успенского», 2-е место.

Таким образом, работа по формированию коммуникативных и других универсальных учебных действий в таких видах деятельности учащихся, как сетевые проекты и исследовательская деятельность, работает на успех ребёнка, а значит и способствует формированию всесторонне развитой личности, адаптированной к жизни в социальной среде. Такая работа создаёт условия для повышения уровня качества образования обучающихся.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены