РАЗРАБОТКИ
|
Организация познавательной деятельности на современном уроке посредством упражнений занимательного характера.Торкаленко Татьяна Ивановна Русский язык - предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости. Развитие диалектического мышления у учащихся при изучении русского языка предполагает формирования у них представление о Воспитание интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к формированию всесторонней развитой личности. Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию мотивов учения. Основная задача курса - открыть младшим школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению удивительного словарного и интонационного богатства, показать способность слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства. В ходе изучения русского языка важно не только сформировать у школьников определенную сумму знаний и навыков, но и увлечь их этим предметом. В связи с этим большое значение имеет организационный момент каждого урока, который а) - Дети, когда о человеке говорят, что он «красно говорить, а слушать нечего»? б) - Как вы понимаете смысл пословицы «Языком и лапти не сплетешь»? в) - Прозвенел опять звонок. г) - Долгожданный дан звонок, д) - Давайте дружно поприветствуем друг друга аплодисментами. Ежедневные минутки по каллиграфии предусмотрены программой начального обучения и направлены на совершенствование техники письма, на предупреждение дисграфии и исправление орфографических ошибок. С целью повышения интереса у учащихся к работе по чистописанию и активизации всего учебного процесса создаю игровые ситуации. а) Игра «Ромашка». На лепестки ромашки вставляются карточки с элементами букв. б) Игра «Скорая помощь» Один из учеников у доски должен найти и исправить ошибку в написании буквы. в) Игра «Допиши букву» - Зайка Буквознайка нес нам на урок буквы, но по дороге они рассыпались. Помоги дописать букву. г) «Угадай букву, которую будем писать» - Это удивительная буква гласного звука. Русских слов, которые начинаются с этой буквы немного (это, эй, эх). Звук этой буквы есть в словах сэр, мэр. Известно, что до поступления ребенка в школу ведущей деятельностью является игровая. Вот почему так важно в начальной школе и, особенно в первом классе, когда начинается формирование учебной деятельности, не забывать, что игра продолжает занимать важное место в жизни ребенка. Учитывая этот неоспоримый факт, стремлюсь включать в урок различные игры. а) «Капитаны». б) «Читальный домик». в) «Найди пару». 1. Записать слова, в которых есть мягкие согласные звуки. Бер..г, в..кзал, з..мл..ника, ж..лез.., г..рох, уч.мик, пл..ток, с.ренъ. 2. Какие слова зашифрованы в схемах 3. Подбор и запись синонимов и антонимов. Метель - вьюга, буря, пурга. Юг - север, трус — герой, мрачно — приветливо. 4. Сочинение на заданную тему по опорным словам. В огороде. Урожай, морковь, капуста, помидор, горох, свекла, огурец. 5. Сгруппируй слова по темам. Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш. 6. Выпиши из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда». 7. Назовите одним словом:
8. Игровые задания.
Грамотность - орудие культуры, залог точности выражения мысли, взаимопонимание в процессе общения. В начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из главных задач обучению русскому языку -является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи обусловлено тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общеязыковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Сформировать орфографическую зоркость - значит научить ребенка думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, не запоминать исключения из правил, не переписывать сотню упражнений из учебника в Каждый урок русского языка начинаю с орфографической разминки, на которой использую различные виды заданий, а также тексты литературных произведений. 1. Орфографический диктант: голубь, гвоздь, рукав, страж, флаг, автобус, вежлив. 2. Работа над предложением: 3. Работа по заданию: Работая с отрывками из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, предлагаю следующие задания: Использование на том или ином этапе урока примеров из фольклора расширяет кругозор учащихся, воспитывает у них патриотические чувства, пробуждает познавательный интерес к предмету. При изучении орфографических тем Скучен день до вечер, коли делать нечего.
При формировании навыков правильного письма имени существительного с шипящими на конце можно использовать следующие пословицы.
- Найдите существительные, относящиеся к теме урока. Непременной предпосылкой формирования познавательного интереса русскому языку является использование материала, способного привлечь внимание ученика. Для этого использую орфограммы в загадках. Отгадывание их, на мой взгляд, можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них - предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы. Форма загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Из отгадок можно составить кроссворды, чайнворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи, соревновании. Можно усложнить задание, рассыпав слова загадки, получиться деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изучаемой темой, например, записать существительные первого, второго, третьего склонения. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним со всех сторон. а) Отгадай загадку, проверь написание, запиши отгадку: б) Загадки-складки, дополни, чтоб звучало в рифму: в) Отгадай загадку, выпиши другие слова на это же правило: г) Отгадай загадку, запиши отгадку. Подбери проверочное слово, составь Скороговорки стали инструментом совершенствования произношения в начальной школе. Можно использовать их на различных этапах урока и для развития орфографических, лингвистических и других языковых понятий. Для этого 1. Письмо по памяти. 2. Объясните орфограмму. 3. Составь скороговорку из слов. Эти и другие задания, содержащие элементы фольклора помогают разнообразить работу на уроке. Как запомнить ребенку огромное количество правил, формулировок, понятий, трудные случаи правописаний. Чтобы сделать эту работу осмысленной и эффективной, я использую стихотворные упражнения, запоминалки. Они не заменяют - Безударный хитрый гласный: Гласный ставь под ударенье, - Не выучил, не делай, - Между согласной и гласной Чтобы формировать у школьников знания о звуках и буквах, о слоге и ударении, приучить их пристально всматриваться в звуковой «костюм» слова, соотносить его с буквенной «одеждой», использую те упражнения по фонетике, которые интересны детям, звуковой материал для которых настроен на ребенка, учитывает его психику, его читательские интересы, его кругозор. Те упражнения, при выполнении которых сам поиск знаний становится нестандартным, оригинальным. Наконец, те, которые побуждают ребенка выбирать. 1. Фонетические загадки. 2. Загадки ударения. Хитрый кот Базилио и глупенький деревянный мальчик Буратино, конечно, не друзья. И их имена тоже не дружат между собой. В слове Буратино ударный слог третий, а в слове Базилио - второй. 3. Фонетические игры. - «Плюс-минус». Если соглашаешься с ответом, ставь знак «+», если возражаешь, то - «-». а) Золушка.
б) Балда.
Изучая фонетику, дети с удовольствием играют в игру «Одна фонема, марш!». Вот какие задания можно предложить.
Считаю, что эти упражнения сыграют не мене важную роль в формировании точных звуковых представлений ученика, чем фонетический разбор. Важное место в обучении русскому языку в начальной школе занимают текстовые упражнения. Текст помогает полнее понять значение изучаемой языковой категории, точнее показать ее функциональное назначение, установить сочетаемость с другими лингвистическими единицами. Текстовая работа расширяет границы применения полученных учащимися знаний, углубляет их деятельность по филологии. Систематическое использование текстов дает возможность школьникам постоянно иметь перед собой образец правильной речи. 1. Восстановление предложений текста по смыслу. Дана запись без деления ее на предложения, схема к ней. Задания:
2. Восстановление пропущенных слов в предложениях текста. Исходный материал записывается с пропусками слов, которые заменяются условными обозначениями. В качестве дополнительной записи предлагаются слова всправке. Это дерево легко узнать. Кора на его стволе . Кора . У него ветви с листочками и сережками. Задания:
3. Восстановление текста по первым буквам первого слова каждого предложения, идущим по алфавиту. Даются предложения. Каждое предложение пишется с новой строки. Их последовательность нарушена. Задание:
4. Исключение предложений из текста по указанному учителем признаку. Предложения текста записываются в правильной последовательности. Учащиеся исключают из текста предложения, в которых отсутствуют слова определенной части речи, с конкретными орфограммами и другими особенностями. У тигра красивая полосатая шубка. Задания:
5. Деление текста на части по нескольким признакам одновременно. Для выполнения этой работы в каждое предложение одной смысловой части текста вводятся слова, относящиеся к изучаемой на уроке языковой категории, в другой части они отсутствуют, Учащиеся делят текст на абзацы по двум признакам. Молочное дерево. Кто дает молоко? Корова. А может ли дерево заменить корову и давать молоко? Такое дерево растет в Венесуэле. Сок дерева напоминает по вкусу коровье молоко. Местные жители надрезают кору дерева. Оттуда течет густой сок. Задания:
6. Редактирование текста. Кот-Ворюга. Вечером кот украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ней на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Он смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем кот сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом. Задания:
7. Составление текста по опорным словам. Приключения маленького щенка. Родителям казалось, что щенята их были самыми прекрасными в мире. И первые три щенка были действительно очаровательны: благовоспитанные, послушные - они нравились буквально всем. Но четвертый щенок.... С утра и до вечера только и слышалось: «Где наш брат?», «Куда он убежал?», «Где он постреленок?», «Смотрите, что он наделал!». Задания:
8. Игра «Кубики». Упражнение нацелено на усвоение основного признака текста - тематического единства. Каждый набор кубиков дает возможность собрать шесть законченных текстов. На гранях каждого кубика написано по одному предложению из определенного рассказа. Задача учащихся состоит в том, чтобы из набора составить текст по заданию. При выполнении такой работы дети приобретают умение отбирать из нескольких предложений то, которое соответствует данной теме или основной мысли. Систематическое выполнение данных текстовых упражнений обеспечивает эффективность усвоения теоретических сведений и развивает интерес у учащихся к урокам русского языка. Все перечисленные виды работ вызывают у школьников желание изучать предмет, видеть в нем необходимость, развивают интерес, потребность в знаниях, а значит, любовь и понимание родного языка.
Всего комментариев: 1
1
yatzenkogalia • 01:57, 06.01.2015
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Особенности стратегии поведения подростков в конфликте 11 советов родителям, которые отдают детей на обучение в школу искусств Адаптация в детском саду. Советы родителям. 5 полезных советов: как подготовить ребенка к школе Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями речи к овладению учебной деятельностью |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены