РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание искусством

«ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ»
из опыта работы учителя музыки МСОШ №1, г.Красновишерск,
Чистиной Татьяны Викторовны.

Музыка, один из самых мощных по силе воздействия на чувства человека видов искусства. На уроке музыке, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащегося. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива ребенка, удовлетворенность от совместных занятий возникают благодаря музыкальному творчеству.

В 2013 году мне вместе с моими учениками впервые пришлось погрузиться в удивительный мир оперы. Не просто погрузиться, а прожить его вместе с главными героями. В этом нам помог краевой проект «Дети на оперной сцене». Мы живем в небольшом городке, где нет своего театра, из-за далекого расстояния практически дети и родители лишены возможности соприкоснуться воочию с прекрасным миром оперы и балета. И я решила через проект, через участие в нем заполнить эту нишу в духовном развитии детей и их родителей.

Передо мной встал вопрос: как охватить по максимуму детей, как влиться в учебный план уже начавшегося образовательного процесса? Как объяснить своему руководству целесообразность такого масштабного изучения одного произведения?

Как оказалось на практике, все эти вопросы легко решаемы. Во-первых, опера «Малахитовая шкатулка» Д.Батина – это не только уникальный материал для начинающих педагогов, работающих по программе «К вершинам музыкального искусства» М.С.Красильниковой, О.Н.Яшмолкиной. Но и еще легко «вписываемое» произведение в региональный компонент, на введение которого сейчас акцентируют внимание образовательные программы. Опера написана пермским композитором на уральские сказы Бажова. Достаточно легкие для запоминания вокальные партии, знакомые сказы Бажова, интересная постановка помогают стать «незримым» участником оперы. Во-вторых, опера оказалась такой «пластичной», что она легко вошла в тематическое планирование каждого класса. Единственное, что акцент при погружении в оперу в каждом классе ставился в соответствии с возрастом детей. Мне впервые пришлось столкнуться с этой работой, и вот что у меня получилось.

Второй класс – в теме «О чем говорит музыка» я сделала акцент на вслушивание в оркестровые музыкальные характеристики, о считывании с мелодии все о герое (характер, возраст, где живет и.т.) А уже потом анализировали – а так ли это на самом деле. И дети были счастливы, что угадывали все о герое без текста.

В третьем классе в теме «Интонация» - «Речь разговорная и музыкальная» - это просто полет для открывания детьми и сходства этих видов речи, и сравнивание их друг с другом.

В четвертом классе – это конечно особенности русской народной песни, какие виды ее мы встречаем в опере, как русская песня зависит от обстоятельств, от жизни в которой ты живешь. И как она помогала русскому человеку.

Пятый класс это, конечно же, тема «Музыка и литература». Дети с удовольствием вспомнили сами сказы Бажова, сравнили с либретто оперы, нашли сходства и отличия, на что композитор акцентировал внимание слушателей и почему.

В шестом классе в теме «Музыкальные образы» детям пришлось «покопаться» в каждом персонаже, найти мелодическое сходство с реальностью жизни героя. И что было отрадно, ребята с легкостью, по первым звучаниям мелодических характеристик давали мне портрет персонажа, прогнозировали его поведение в дальнейшем. Улавливали «образ в образе», т.е. слышали интонации одного героя в интонациях другого (Настенька и Хозяйка Медной горы).

А в седьмом классе я просто перенесла изучение оперы «Князь Игорь» в другую четверть и в теме «Особенности драматургии сценической музыки» мы погрузились в оперу целиком. И получилось, что то, что мы делали со 2 по 6 класс, в седьмом вылился итогом изучения оперы, объединение всех акцентов в одно целое.

Конечно же, со всеми мы на уроках музыки смотрели видео- фрагменты оперы, пели вокальные партии и анализировали связь слова и мелодии, их ритмическое единство в передаче образа, а главное, как отмечали сами дети – это связь с жизнью, историей, реальностью. И для меня, как педагога, было важно не только, как и насколько ребенок понял смысловую линию оперы, погрузился в нее, а увидеть, как дети разного возраста оценивают проблемные ситуации героев, как в них погружаются и находят пути их решения.

Вот как об отношении Настеньки и Степана пишут дети:
«Настя очень любит Степана, а он больше любит горы и камни. Наверное, он просто больше всего любит свою профессию. Вот мой папа, тоже говорит, что любит маму и меня, а сам пропадает на работе и дома о ней говорит. Мне кажется, это их поссорит…» Настя Дубровина, 3 класс.

« … С одной стороны я понимаю Степана, его тягу к свободе и вольной жизни, жить в достатке. Но ведь это не говорит о том, что ты должен забыть о тех, кто рядом с тобой, кому ты дорог. Да, жизнь крестьян крепостных была однообразной, однотипной. И что бы выбраться из этой рутины, надо было что-то предпринимать. Любовь к Насте, мне кажется, изначально и подтолкнула Степана на добычу малахита, как шанс получить свободу. Хотя с первых нот, первых мотивов слышится насколько у Насти и Степана разные взгляды на свободу. Даже хоровод крестьян их не объединил, как это бывает в русских танцах, а разъединил. Для Насти свободная жизнь – это дом, семья, дети, любимый муж рядом. А для Степана это свобода - смысл всей жизни, в заработке, в поступках…» Ольга Громова 7 класс.

И еще один момент, такое масштабное изучение оперы сблизило моих ребят. Возраст был не помехой обсуждать героев, их поступки и даже вступать в споры о правильности решений того или иного персонажа.
Хочется отметить, что метод погружения в оперу, как целостное произведение, помогает сделать урок эмоционально-творческим, где содержание оперы проживается каждым ребенком. Это помогает нашим детям, которые развиваются в век информационных технологий, не зачерстветь. Получить огромнейший эмоциональный опыт, свое видение, переживание, чувствование музыки, и тем самым, научиться, лучше понимать и воспринимать музыкальное искусство, как основу духовно-нравственного развития личности. А значит, стать богаче чувствами и душой.

Существует мнение, что "массовая школа не может создать полноценную культурную среду для развития школьников, поэтому необходимы специальные мероприятия в каждой школе и сфере образования в целом для компенсации, смягчения последствий культурного кризиса в образовании" (Н.Крылова, М.Князева, 1996). В нашем понимании культура - понятие жизненное и живое. Ее нельзя искусственно "привнести" в школьное пространство, ее необходимо "выращивать" внутри школы, обновляя средства для достижения цели, не соединяя механически учебные предметы, а находя способы, с помощью которых внутренний мир человека раскрывается в гармоничном единстве с окружающим миром.

Взаимодействие этих миров осуществляется через искусство. Наука и искусство, каждый своим путем, ведут к познанию истины. Научное и художественное познания мира дополняют друг друга.

Создание среды, объединяющей эти познавательные пространства в единый мир культуры, эстетический по форме и содержанию, должен явиться основополагающей идеей эстетического образования в школе. Эта идея будет основываться на понимании эффективности воспитания искусством только при условии приобретения ребенком опыта собственной художественной деятельности, когда в процессе творчества рождается свобода замысла, свобода выбора своего пути, проявляется индивидуальность личности.

Поэтому передо мной встают другие задачи, при решении которых наша школа должна стать центром эстетического образования. Сначала значимой и нужной для учителей, учащихся, родителей. А затем и для города в целом. Эстетическое развитие должно стать одним из основных, приоритетных направлений образовательной программы школы. Главной задачей эстетического образования в школе я считаю воспитание высококультурного, широко образованного, музыкально грамотного человека, готового в любой сфере деятельности успешно проявить свой творческий потенциал, способного к сохранению культурных традиций своего народа.

Для этого мне придется пересмотреть тематическое планирование, где каждый год школа будет «погружаться» в оперу, исторически важную для нового поколения, важную и для нравственного, и для духовного воспитания. Такими операми будут «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, «Царская невеста» Н.А.Римского - Корсакого, кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьева и др. И не просто «погружаться» в оперу на уроках, а вынести это и на общешкольный уровень, где на уроках истории, литературы дети будут изучать одну сторону данных событий, а потом всем вместе воплощать это в эскизном исполнении оперы, где примут участие не только ученики, но и учителя, родители. Сделать эти выступления традиционными в школе. Ведь ничто так не сближает детей, учителей и родителей как совместное дело. Создавать и реализовывать проекты по данному материалу. Начать писать исследовательские работы и выносить их на обсуждение в другие школы. Работы много, но останавливаться нельзя. Механизм воздействия музыки, оперы на детей, родителей уже запущен. Надо двигаться вперед – к новым знаниям, новым открытиям и победам!

Нам посчастливилось принять участие в проекте «Дети на оперной сцене» в 2014 году и, быть активными слушателями.

Значимость участия в нем для каждого моего ученика был велик! Они не просто погружались в нее во время уроков, они в реальности смогли прожить ее еще раз, услышать оркестр, увидеть игру актеров, и даже стать исполнителями заключительного хора с артистами театра! Родители, которые были с нами, были поражены, насколько их ребенок чувствовал, слышал и понимал все происходящее.

Вот как они об этом пишут:
«….участие в таких проектах, как «Дети на оперной сцене», помогает нашим школьникам приблизиться к прекрасному, не только увидеть его, прочувствовать, но и прожить его с настоящими актерами. Мне кажется, что посещение театра оперы и балета, должно стать не только традицией каждой семьи, но и образовательного учреждения. …. Мы сможем быть еще ближе к самому возвышенному, духовно необходимому, к музыке, театру, которые развивают, учат, воспитывают, сближают». С.М. Москатова, мама ученика 3 класса.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены