РАЗРАБОТКИ
|
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языкаАвтор: К основным задачам современного школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, самооценочных, рефлексивных). В процессе обучения русскому языку метод проектов реализуется на этапе творческого освоения материала, когда учащиеся имеют уже определённый багаж знаний по какой-либо теме. Учебный проект для школьников – исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. Учебный проект для учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, проведению исследования, поиску нужной информации, изготовлению продукта проектирования. В учебник русского языка для 6-7 классов под редакцией С.И.Львовой, по которому я работаю, включены упражнения в рубрике «Проводим самостоятельное мини – исследование» с заданиями, предполагающими составление проектов, лингвистические эксперименты, исследования. Учащимся больше нравятся творческий и исследовательский проекты. По времени – краткосрочный, работа над которым ведётся в течение одного урока: определяются цели и задачи исследования, состав проектных групп, распределяются задания – сбор информации, работа над созданием презентации, защита проекта. Например, в рубрике «Музей одного слова» даётся задание провести мини-исследование слова: охарактеризовать его произношение, морфемное строение, этимологию, лексическое значение и основные морфологические признаки. Ответить на вопросы: для чего нужен предмет? Как он появился? Право учителя заключается в том, что можно изменить содержание задания, дополнить его. Например, посмотреть толкование лексического значения в словаре С.И.Ожегова и в словаре В.И.Даля. Привести для сравнения примеры текстов из художественной литературы, выполнить рисунки (это задание особенно нравится шестиклассникам). Оформляется работа в виде альбома или мультимедийной презентации, проходит защита проекта. При изучении частей речи–имени существительного, имени прилагательного, глагола- включена тема «Культура речи. Употребление части речи в тексте». Например, говоря о роли имени существительного, я предлагаю шестиклассникам провести лингвистический эксперимент:
«Величаво, с сознанием силы и благородства шествует между праздничных берегов лучезарная река Катунь. Она уже не шумит так бурно, как весною, но печально спокойно катит свои бирюзовые волны. Тихо всплёскивается о прибрежные камни, холодные грани молчаливых утёсов. (Из очерка Г.И.Гуркина «Алтай и Катунь»). При изучении глагола прошу шестиклассников провести исследование текста: Текст предлагаю один, а задания для групп разные. Например, первой группе:
Вторая группа получает следующие задания: 1.Подсчитайте количество слов в данном тексте. 2. Подсчитайте количество глаголов в тексте. 3. Примените знания математики: высчитайте процент употребления глаголов в тексте по формуле: количество слов в тексте–100%; количество глаголов в тексте – Х. Х= количество глаголов * 100% : количество слов в тексте = количество глаголов. Вывод: по частоте употребления глагол стоит на втором месте после имени существительного. Обычно в тексте употребляется до 15% глаголов. Организуя учебно-исследовательскую работу, преследую такие цели: Данная форма многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектно - следовательской деятельности позволит сделать процесс обучения русскому языку ярким и запоминающимся, поможет учащимся познакомиться с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены