РАЗРАБОТКИ
|
Игровые технологии на уроках немецкого языка как способ развития коммуникативной компетенции.«Учиться работать – скучно; Уже многие годы я открываю двери школы, но уже не в роли ученика, а в роли учителя. И когда я задумываюсь о своём назначении, о требованиях, которые предъявляются ко мне, то с признательностью вспоминаю своих преподавателей, ведь именно они дали мне путёвку в жизнь, благодаря им дети учатся у меня думать, пробовать. Я уверена, что учитель – это не специальность, которую я выбрала, а особое состояние души. Вот здесь начинаешь понимать, что надо, чтобы стать интересным детям, что сделать, чтобы увлечь их своим предметом. Думаю, для этого всего лишь нужно до тонкостей разобраться в том, что несёшь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах всё лучшее. Главная цель моей педагогической деятельности – развитие способностей учащихся к общению на немецком языке, создание условий успешности учителя и ученика в равной степени. Учитель должен обладать коммуникативными умениями, способностью к рефлексии и анализу личного опыта, умению соотнести теорию обучения с практикой, способностью проецировать полученные данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные условия обучения. За многие годы работы в школе я выделяю ключевые педагогические технологии, которые я использую в своей деятельности: игровая технология, личностно-ориентированное обучение, технология коммуникативного обучения, проектная методика. «Игра на уроках немецкого языка как способ развития коммуникативной компетенции.» - тема самообразования, которую я выбрала 4 года назад. Каждая игра наделена речевой задачей, мотивом, целью речевого действия и образцами общения. Обучение на основе общения посредством игры позволяет мне:
В общеобразовательной школе всегда актуальна проблема обучения детей с разным уровнем подготовки. В настоящее время сложилась такая ситуация, при которой немецкий язык изучают дети с низким уровнем общего развития, предпочтение отдают английскому языку. И это не только в нашем районе. Я работаю в классах компенсирующего обучения, придя в которые понимаешь, что здесь требуется иной подход к детям, иной взгляд на процесс обучения. Работая в классах коррекции не первый год, я думаю, что обучать немецкому языку в таких классах нужно при условии смещения акцента в постановке целей с практического владения языком на общее развитие детей. На первое место должна быть поставлена задача развития мышления, памяти, речи, обогащение их знаниями об окружающем мире. Поэтому, придерживаясь базового минимума, предъявляю некоторые грамматические темы только для ознакомления, сокращаю количество лексических единиц. Даю внепрограммную, но близкую для детей лексику. Здесь уместно сказать об игровой деятельности в классах компенсирующего обучения. Предупреждая утомляемость детей, при планировании уроков важно избегать единообразия видов учебной деятельности. Случилось так, что детей, которых по тем или иным причинам определяют в класс компенсирующего обучения, становится больше. В школе должна быть создана творческая группа по работе с учащимися испытывающими затруднения в учебе. Я без сомнения присоединилась бы к ним. В планировании урока я исхожу из следующих требований: а) к уроку; Свою профессиональную компетенцию я сверяю по схеме З.М. Цветковой:
Не менее важной считаю технику проведения урока. С одной стороны ученик осознает важность соблюдения всех указаний преподавателя, а с другой стороны, у него отсутствует боязнь и создается готовность высказать свою точку зрения и вступить в непринужденную беседу. Очень эффективным упражнением, способствующим созданию такой атмосферы “ответственной свободы”, атмосферы общения, является “Представление с помощью прилагательных”. Каждый ученик получает лист со списком немецких прилагательных, расположенных на листе в алфавитном порядке. Учащийся выбирает прилагательное, начинающееся с первого звука его имени и наиболее точно, по его мнению, отражающее одну из черт его внешности, темперамента, характера или вкуса. Например: aktiver Anton, lustige Larissa, neugieriger Nikolaj, modische Marina и т.д. В дальнейшем я часто обращаюсь к детям не просто по именам, а используя их “визитные карточки”. Это вызывает улыбки у самих учеников, это им нравится. Когда мне надо проверить домашнее задание у моих учеников, я не спрашиваю, что было на дом задано, т.к. дети знают, что без плана на урок я не приду. Я часто спрашиваю их: “Как вы готовились к встрече с Викторией Владимировной?” Какую бы работу дети ни писали, они знают: к следующему уроку они обязательно узнают о своих результатах. В моей работе уже много хороших традиций. С пятиклассниками ежегодно провожу праздник немецкого букваря (Приложение 1), с шестиклассниками – праздник «Рождество в Германии» (Приложение 2), все дети с 5-го по 11-й классы участвуют в ежегодной Неделе иностранных языков, которая предполагает конкурсы-чтецов на немецком языке, стенгазет, творческих работ и поделок, конкурс инсценировок, интеллектуальный марафон и т.д. На уроках очень часто провожу ролевые игры; каждый ученик рано или поздно побывает в роли “учителя”, часто прошу проверять домашнее задание с выставлением оценок друг другу в парах (проверка слов, монологических высказываний и т.д.). Внеклассная работа способствует расширению сферы применения знаний, умений и навыков, приобретенных в обязательном курсе, расширению языковой среды. Регулярно организую такие познавательно-развлекательные игры, как «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Что? Где? Когда?», «Слабое звено» и др. Одним из путей оптимизации процесса обучения иностранному языку, повышения познавательного интереса является использование на уроках немецкого языка поэтических текстов. Авторы учебников нового поколения по немецкому языку И.Л.Бим, Л.М.Санникова, Г.И.Воронина, И.В.Карелина, Н.Д.Гальскова, Е.М.Борисова, включают в содержание учебного материала стихи конкретной поэзии, что позволяет учителю задействовать творческий потенциал учащихся. Особенности произведений конкретной поэзии заключаются в следующем:
Рассмотрим некоторые упражнения с использованием конкретной поэзии, которые особенно нравятся моим ученикам: 1) На начальном этапе изучения немецкого языка учащимся нравится изображать слова зрительно, «конкретно» и прятать одно слово в другое. 2. Маленькие стихи Elfchen (синквейн) нравятся всем. Elfchen (одиннадцать) состоит из 11 слов и 5 строчек.
Вот какие «Elfchen» написали ребята по теме «Животные»
Вместо цвета в первой строчке можно предложить учащимся представить предмет, явление… 3. В этом стихотворении поэт играет с языком. Это приносит читателю трудности, но в то же время удовольствие:
(O. Wlassenkowa) 4. Для конкретной поэзии также доступна передача чувств. Стихотворение читают дети с чувством радости, симпатии, сожаления, боли, смеха и т.д. Empfindungsworter Для этого я стала использовать прием: «Найди рифму». Такие упражнения можно найти в книгах для внеклассной работы по немецкому языку или сочинить самим. Для парной, групповой работы предлагаю на листке бумаги пары слов, которые рифмуются. Это упражнение так и называется «Wer findet Reimpaare».
Затем осуществляется рефлексия. Ученики самореализуют себя в написании собственных стихов. Все творческие работы вывешиваются на стенды в кабинете немецкого языка, и ученики могут видеть результаты своего труда. Вот примеры детских стихов: Die Schule ist super,
Обучение языку опирается на все виды памяти и, в свою очередь, развивает их. Для развития непосредственной памяти я часто применяю такой вид задания, как воспроизведение постепенно расширяющихся предложений, предъявляемых либо в звуковой, либо графической форме. Например:
В обучении иностранному языку я стремлюсь следовать следующей логике перехода от слова к более крупным языковым единицам: Посредством индивидуализации (личностно- ориентированные вопросы), адаптации материала к ученику, поддержания интереса к предмету через отбор содержания, поощрение сотрудничества, самим определить свой уровень через проектирование. Проект позволяет неуспешному ученику внести свой посильный вклад в общее дело: оформление, сочинительство, изобретательность, даже если он слабо владеет иностранным языком, а это стимулирует развитие личности. Во время работы над проектом я выступаю в роли консультанта, даю совет, помогаю найти источник информации, просматриваю черновики. В зависимости от планируемого результата (продукта), а это может быть плакат, чертёж, выставка рисунков, коллаж, поделок, фотографий, общешкольный праздник немецкого языка и т.д., данная работа может занимать урок, несколько уроков и даже выходить за пределы урока как внеурочная деятельность. В данный момент ученицы 11 класса Флер Жанна и Хорошавина Лена работают над проектом под названием «Сохранение немецких традиций на примере семей российских немцев в селе Каргасок.» Цели этой работы:
Ценность обучения в сотрудничестве и метода проектов в том, что у учащихся отсутствует чувство страха и происходит переживание позитивных социальных эмоций (радость, сопричастность, взаимоответственность).
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены