РАЗРАБОТКИ
|
Моя гражданская позицияАвтор: Тутукова Ольга Семёновна По аллее идут две хорошенькие молодые женщины, о чём-то беседуя между собой. Каждая за руку ведёт ребенка лет 3-х – 4-х. Один ребёнок плачет и явно отстает, так что мама тянет его за руку. Женщины разговаривают о чём-то, не обращая внимания на детей. Вдруг мама плачущего ребёнка срывается на крик: «Сво…., как ты мне надоел!» - и отвешивает малышу шлепок с такой силой, что он ,буквально, летит вперёд. О чём это я? О порыве гнева? Или глубже? что может статься с этим малышом лет через 10? Порой мы , как бы окружены вихрями : это войны, пытки, насилие над женщинами и детьми, пренебрежение стариками — это отражает развитие любого общества. Но в последние годы слова «подростковая жестокость» мы слышим все чаще и чаще… . И кто- то горестно молчит, кто- то хмыкает, а моя гражданская позиция не позволяет делать ни того, ни другого. Проблема детской жестокости существовала всегда. Однако в ХХ веке, по данным статистики, волна детского насилия захлестнула благополучные страны Европы и Америку. И в нашей стране эти данные не утешительны. Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тыс. преступлений в год – совершается детьми и подростками. По оценке экспертов, большинство современных детей от 8 до 17 лет со-гласились бы быть истязателями. 6% школьников готовы на убийство, если оно будет оплачено. И так далее… Перечислять все эти факты нет особого желания. С одной стороны, я понимаю, что это естественно: ведь умение сопереживать, примерять на себе шкуру другого формируется у человека только к 20-25 годам. С другой – то, что происходит сейчас в нашей стране, не поддается никакому пониманию. Что же заставляет наших детей вести себя подчас хуже животных? Ну конечно, в первую очередь, это влияние семейного окружения. Да, иногда случается, что ребенок и в асоциальной среде вырастает отличным парнем, поскольку ему настолько противно все то, что он с детства наблюдает вокруг, что развитие его происходит по принципу «от противного». Да, это бывает, но крайне редко. Гораздо чаще ребенок, как губка, впитывает ценности той среды, в которой родился и живет. И если его старшие братья, родители и все друзья проводят время одним и тем же способом – употребляют спиртное и топчут слабых и непохожих – то слишком высока вероятность, что подросток построит свою жизнь по тому же сценарию. Существует и еще несколько «семейных» причин формирования детской жестокости. Одна из них - унижение. Чем чаще ребенок подвергается насилию в какой-либо его форме, тем больше вероятность, что он постарается повысить свою самооценку за счет более слабого существа: котенка, младшего школьника, пенсионера, в конце концов жены и собственного ребенка. Другая - одиночество. Если родители увязли в делах и ребенок растет как трын-трава, он не имеет опыта нормального взаимодействия. Не умеет спорить, соперничать, проигрывать. Поэтому единственный путь, которым он идет – устранение оппонента, его подавление и в моральном и в физическом плане. То же самое относится к детям, которым все дозволено, которым родители никогда и ни в чем не отказывают. И ещё: не последнюю роль в порождении детской и подростковой жестокости играют СМИ. И телевидение, и Интернет, и пресса (которую, кстати, подростки читают все меньше) в наши дни замусорены сюжетами о насилии и жестокости. Достаточно включить телевизор и посмотреть его хотя бы пару часов, чтобы получить такой «заряд бодрости», что становится страшно…То тут, то там случаются дикие вещи: бойня в церкви, расстрел однокурсников, одноклассников… . С распространением социальных сетей в интернете возникло явление «опубличивания» частной жизни. Ради увеличения своего рейтинга подростки снимают на видео жестокие сцены (которые пользуются огромной популярностью, потому, что вызывают сильные чувства зрителей) и размещают их на своих страницах. Таким образом, участники избиения становятся героями фильмов, а это добавляет кураж и жестокость удваивается, подкрепленная этим драйвом, и помножается на подсмотренную с экрана жестокость. В документальном фильме Иллариона Павлюка «Ген жестокости» проводят эксперимент, в котором исследуют шесть московских подростков. На детекторе лжи фиксируют их физиологические реакции, возникающие при просмотре подобранных сцен насилия. Результаты заставляют задуматься: только у одного появляются изменения состояния, которые связывают с сочувствием и сопереживанием, возникающим от увиденного в моменты, когда герои испытывают боль… У остальных реакции не изменяются, то есть они никак не реагируют на чужие страдания. Как выяснилось авторами фильма именно этот единственный, еще способный сочувствовать подросток меньше всего смотрит телевизор из-за ограничений, установленных родителями. Не только в кино, но и в повседневной жизни полно примеров безнаказанности жестокости и поощрения насилия. Если ребенок будет сочувствовать и испытывать сильные эмоциональные переживания при каждой увиденной жестокой сцене, то его сердце просто не выдержит. И появляется такой своего рода иммунитет на чужую боль, защищающий маленького человека от травмы души. А человек, не способный переживать за другого, может причинить ему вред. Получается, что дети ведут себя так, потому что в обществе насилие стало нормой. Однако хочу отметить, что далеко не все подростки после просмотра «тяжелых» сюжетов идут убивать. Причина вот в чем: для того, чтобы взошло зерно жестокости, оно должно упасть на подготовленную почву. Во-первых, подросток может банально «оказаться не в то время не в том месте». Не будем забывать, что человек – изначально стадное существо. А особенность подростковой субкультуры как раз в том и состоит, что сбиваться в стаи – естественный для них процесс. «Стайное» же сознание – темная, мощная сила. А компании очень разными бывают. Еще одна причина подростковой жестокости – наркомания. Увы, наркоман в стадии ломки – это страшно и неподконтрольно никаким внешним воздействиям. Он убьет не потому, что жесток – а просто, не задумываясь, чтобы добыть денег на дозу. Часто жестокость среди подростков является либо способом самоутверждения, либо противостояния. Вот и получается: сделала учительница физкультуры замечание заводиле, «унизила» его в глазах стайки… если ум есть, если родители поддерживали и воспитывали – самоутвердится он через спортивные показатели, станет на зачете лучшим, чтобы та же учительница его всем в пример поставила. А если ума нет, правила морали не привиты – получим мы очередную сенсацию для СМИ. Попутно хочу опровергнуть несколько мифов о детской жестокости. Миф первый. В Советском Союзе явления детской жестокости не было О, как любят многие ставить в этом вопросе в пример свое советское детство! Нет, у нас не было жестокости! Нет-нет, ведь мы – воспитанные на чебурашках и леопольдах – никак не могли поступить жестоко со своими ровесниками! Это сейчас детей портит телевизор и Интернет, показывая кровавые боевики и фильмы ужасов. А не забыли ли вы, уважаемые, что в советские времена все должны были быть ОДИНАКОВЫ? Шаг влево, шаг вправо – расстрел в виде шуточек, насмешек, пинков однокашников. И если сейчас каждый человек – индивидуальность, каждый необычный ребенок – индиго, то тогда это были просто белые вороны, которых нужно было непременно заклевать остальной стае. Причем к стае детей обязательно присоединялись взрослые – родители, учителя, обычные прохожие. Слишком толстый? Получи пинок! Слишком худой? Держи насмешку! Оделся не так, как все? Быстро переоденься, иначе сгноим! Лишь 1% из всех опрошенных желает своим детям счастья. Лишь 2% родителей считают своим долгом научить ребенка уважать и понимать других людей, чувствовать нюансы ситуации и взаимоотношений, любить и прощать. Жестокость — это крайнее, предельное и абсурдное выражение борьбы. Забывая о самоценности личности ребенка, ориентируя его на фальшивые атрибуты успеха, мы слишком рано толкаем своих детей на татами. Дети, порой желая угодить нашим ожиданиям, наблюдают и копируют правила и приемы реальной жизни. Они не делают ничего нового, такого, что немыслимо в мире взрослых. Нет ничего плохого, в том, чтобы воспитывать лидерские и борцовские качества, учить побеждать. Но это нужно делать после того, как научили любить, понимать и защищать. Иначе стремление быть победителем может заставить выбирать себе не противника, а жертву, заведомо более слабого или не готового к борьбе. Детская жестокость не знает границ, увы. К тому же, сейчас появился новый способ травли, виртуально-мобильный: детей преследуют не только в оффлайне, но в онлайне. Так что мы имеем дело с глобальной проблемой, которую надо решать всем миром. Иначе скоро будут собираться всемирные форумы, в повестке дня которых будет заявлена проблема детской жестокости. И хочется, может быть , в тысячный раз сказать: без любви, без веры, без надежды, без совместных усилий нам это не одолеть. И ещё несколько строчек:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены