РАЗРАБОТКИ
|
Возможности ролевых игр в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языкаВ настоящее время в педагогической науке повышен интерес учителей к использованию игр в учебной деятельности учащихся средней школы. Отход от традиционных форм и методов обучения подразумевает активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках в средней школе. Учителя отмечают, что при сохранении достаточно высокой мотивации, возникает некоторое снижение познавательного интереса у учащихся к изучению иностранного языка. Данное явление происходит из-за того, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями усвоения учебных знаний, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет достигнуть обязательный уровень усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес учителей к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий. Проблемы активизации познавательной деятельности при изучении иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр на уроках иностранного языка:
Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы она используется не достаточно активно. Поэтому проблема использования ролевых игр как средства активизации познавательной деятельности учащихся в преподавании английского языка рассматривается нами как актуальная, требующая дополнительного исследования. Актуальность данной проблемы вызвана и тем, что интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их познавательной деятельности на протяжении всего урока. Эффективным средством решения этой проблемы являются ролевые игры. В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы Республики Казахстан, учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества и эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов можно считать ролевую игру, которая является эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Ролевая игра, будучи наиболее точной и доступной моделью иноязычного общения, является тем средством обучения, которое позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Результативность деятельности, вызывая положительные эмоции и гностические чувства, тем самым способствует сохранению и упрочнению познавательных интересов, стимулируя дальнейшую познавательную деятельность. Обязательным условием реализации познавательной активности является саморегуляция, которая выражается в умении регулировать своё поведение в зависимости от характера и условий деятельности, в частности, проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Сформированность учебной деятельности, предполагающая наличие способности к саморегуляции поведения, рефлексии, устойчивой мотивации учения, позволяет школьнику реализовать свою познавательную активность адекватными способами. Ученые в педагогике выделяют два направления развития познавательной активности:
Познавательная активность с одной стороны, является формой самоорганизации и самореализации учащихся, с другой – результатом усилий педагога в организации учебной деятельности и становлении их в качестве субъектов последней. Вычленение типов познавательной деятельности зависит от ракурса их исследования. Матюшкин А.М., исходя из основных функций деятельности, условно выделяет два ее типа: адаптивный, обеспечивающий приспособление личности к условиям изменяющейся среды, и продуктивный – «сверхадаптивный», выходящий за пределы необходимого уровня адаптации. Познавательная деятельность рассматривается им в рамках продуктивной, чем подчеркивается ее направленность на познание, осмысление и усвоение нового (объективного или субъективного). В продуктивной познавательной деятельности на основании особенностей саморегуляции субъекта педагоги вычленяются три уровня:
Познавательная деятельность в дидактике представляется в виде следующего алгоритма: интерес – воля – внимание – мысль – поиск, конечным элементов которого является поиск учащимся оптимального метода овладения знаниями, что и можно считать результатом успешной познавательной деятельности. Организация процесса познания по линии нтерес – воля – внимание связана, в первую очередь, с психологическим фактором. Ещё Выготский Л.С. отметил, что мысль рождается не от другой мысли, а в сфере воли и чувств. Познавательная деятельность по линии мысль – поиск требует разработки конкретных методических средств, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности учащихся, что сделано, например, в исследованиях Кабановой–Меллер Е.Н., Лернера И.Я., Кухарева Н.В. Реализации познавательной активности способствует умственная самостоятельность учащихся, предполагающая владение навыками и умениями получения новых знаний, их применения в стандартных и новых ситуациях. Умственная самостоятельность, формируемая посредством обучения алгоритмам операций мыслительной деятельности, позволяет учащимся эффективнее осуществлять учебно-познавательную деятельность, успешнее осваивать учебный материал, что способствует развитию их познавательных интересов, воспитанию привычки к регулярному умственному труду. На практике у части учителей вызывает трудности организация работы по формированию у школьников соответствующих учебных умений. При обучении на репродуктивном уровне овладение учениками необходимыми учебными приёмами проходит после приобретения знаний, несмотря на то, что оно должно осуществляется в органической взаимосвязи. Отсюда следует, что организация познания связана в таком случае, в основном с деятельностью учителя как передатчика знаний по направлению к ученику, что весьма ограничивает познавательные возможности учащихся и их место в процессе обучения. Таким образом, основные особенности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка состоят в становлении учащегося как субъекта учебной деятельности, а также в диалогизации учебного процесса, личностно- ориентированном взаимодействии, индивидуализации и дифференциации обучения, показе значимости и ценности содержания учебного материала, установлении меж- и внутри предметных связей, привлечении занимательности, в использовании методов проблемного обучения, организации самостоятельной работы учащихся и связи с личным опытом, также в создании доброжелательной обстановки в классе и организации ситуации успеха, в педагогическом оптимизме, вере учителя в познавательные возможности своих учеников. В современных условиях актуальным для учителя является решение вопроса о педагогической целесообразности использования ролевых игр как средства активизации познавательной деятельности на уроках английского языка. В формировании познавательного интереса огромная роль отводится игре. В Большом Энциклопедическом словаре, игра определяется как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра может быть использована на различных этапах урока. Игру можно использовать, чтобы закрепить только что пройденный материал, а также, игровыми средствами целесообразно повторять ранее пройденное. Для учащихся игра является прекрасным способом активизации учебно- познавательной деятельности на уроке. С другой стороны, игра – это уникальная возможность поблагодарить детей за сотрудничество, своего рода награда, которой они достойны после выполнения той или иной работы, также игровая деятельность учащихся является возможность переключения от одного учебного вида на другой. Игры помогают снять скованность учащихся, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый ученик почувствует себя увереннее и будет участвовать в игре намного активнее, если не будет бояться выглядеть смешным или в аутсайдерах [1]. Независимо от темперамента учителя или учеников, на уроках всегда есть моменты, когда внимание детей рассеивается. Быстрая, кратковременная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие. Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых требованиях:
Различаются игры и по языковому материалу на лексические, грамматические, буквенные и пр. Что касается видов ролевых игр, то их ученые условно разделили на две основные группы: контролируемая ролевая игра и свободная ролевая игра. Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры. Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов и ответов, диалог этот может быть короче или длиннее базового. Кроме того, по мере необходимости учитель может давать инструкции по ходу ролевой игры. Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учащихся сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам - взять у него интервью. Причем ученики- репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие, их интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазии при ответах на эти вопросы. Как и в первом случае, учитель может давать инструкции и помогать учащимся по ходу ролевой игры. Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся должны решать, какую лексику им использовать и как будет развиваться действие. Учитель называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие разные аспекты темы. Учитель может разделить класс на группы, предложить каждой группе выбрать ситуацию и дать время на подготовку. При этом, если потребуется, он помогает учащимся распределить роли, обсудить, что может быть сказано по выбранной ситуации, или оказать какую-либо другую помощь. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Ролевые игры дают возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Посредством игровой деятельности школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. Игры в урочной деятельности положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. В условиях обучения устной иноязычной речи ролевая игра – это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выполняют определенные роли. Учебный характер игры школьниками не осознается. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т.д. Учителю следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. У ролевых игр есть ряд особенностей, который отличает их от всех прочих видов интеллектуальных игр: карточных, логических, настольных и других.
По Эльконину Д.Б., ролевая игра включает в себя:
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Таким образом, в учебно - познавательной деятельности учащихся на уроке ролевая игра позволяет:
Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены