РАЗРАБОТКИ
|
Оптимизация учебного процесса на уроках иностранного языкаАвтор: Леванюк Елена Леонидовна Оптимизация является закономерным, логическим этапом в развитии любой науки, которой предполагает поиск целостной системы мер по созданию оптимальных условий обучения, воспитания, развития ученика и коллектива. Каждый учитель на уроках стремится получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся. Это является сутью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Итак, для того чтобы, преодолеть неуспеваемость, мотивировать учеников к изучению иностранного языка, устранить какие-либо методические недостатки педагогу необходимо постоянно стремиться к оптимизации учебно-воспитательного процесса. Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. Наиболее надёжным способом нахождения наилучшего варианта является сравнительная оценка всех возможных вариантов (альтернатив). Оптимальный (от лат. optimus - наилучший), наиболее благоприятный, лучший из возможных. вариант, который позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование. Для оптимизации образовательного процесса при проведении уроков иностранного языка я использую следующие образовательные технологии: Игры Среди разнообразных приёмов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры, игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей. К тому же в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребёнка. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно. На первом этапе я разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа « образуй нужную грамматическую форму глагола», « Назови отрицательный вариант данного предложения», « Переведи предложения с русского немецкий» и т.д. На первом уроке ученикам предлагаю проблему в скрытом виде, которую нужно выявить, сформулировать. При этом я стараюсь наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметила заранее. Второй этап (уроки 2- 8) обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим провожу поэтапную работу над проектом . Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение. Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и несогласия и обобщения сказанного. Тренировка школьников в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логичному изложению мыслей. Третий этап – защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Я, анализирую высказывания ребят, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки. Этот метод направлен на то, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся. Важно, что такой метод помогает ученикам овладевать определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Другими словами нужно уметь делать выводы, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения. Поэтому для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка. «Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция Урок-пресс-конференция Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь. Проводя разного вида уроки-пресс-конференции, я поняла, что они как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта. Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование” человека в состояние другого объекта, "вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. Метод "Mind-Map” (Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей. Метод "BrainStorming” (Мозговой штурм) Cluster-Method (гроздь) — служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а "гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке. Технология составления:
Возможности использования Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation)
Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию. Правило написания синквейна
Метод "Знаем /хотим узнать / узнали” Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: "Знаем /хотим узнать /узнали”. Такая же таблица находится и на доске.
"Учимся вместе” (Learning Together) Возможности использования:
Как это делать при работе с текстом Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, "учитель” делает следующее:
Как это делать при работе с грамматическим материалом Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. А применение информационных технологий следует рассматривать, как одно из эффективных способов организации учебного процесса, и одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя - информационной компетентности. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому школьнику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата). Предмет иностранный язык изучается в школьном курсе с 2 по 11 классы. Объем материала огромный, да и требования к предмету повышаются с каждым годом. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Особенно это касается словарного запаса учащихся. Именно поэтому теория опережающего обучения очень полезна. На основе элементов этой технологии я провожу уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такую работу практикую в 8-11 классах. Технологии исследовательского обучения (обучение школьников основам исследовательской деятельности).
Так как иностранный язык неразрывно связан с другими школьными дисциплинами, то составная часть методики преподавания - технологии интегрированного обучения. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает “желанное пробуждение мысли”, что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение английского языка создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие понятия в английском языке не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами. Информационные технологии Одним из важных направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени. В наши дни не возможно себе представить современный урок без использования информационных технологий. ИКТ становится неотъемлемым помощником в повышении интереса учащихся к изучению иностранного языка. Наиболее распространённая форма внедрения информационных технологий в сферу образования - это создание презентаций. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет повысить мотивацию учащихся, использовать большое количество иллюстративного материала, интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске, вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков. Повышая мотивацию учащихся к практическому овладению письменной речи, использую электронную почту. Учащиеся отправляют на мой почтовый ящик письма на английском языке по темам программного материала и получают персональный комментарий в ответ. На мой взгляд, использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке иностранного языка актуально на сегодняшний день, так как учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать своё педагогическое мастерство и уровень интеллекта. Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:
Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:
Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в российской школе. Здоровьесберегающие технологии Важную роль принадлежит здоровьесберегающим технологиям, внедрение которых позволяет добиваться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Здоровьесберегающие технологии обязательно применяются на каждом уроке в виде упражнений на снятия напряжения с глаз Важную роль при этом отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету не нанося вреда здоровью, развивать двигательные способности, которые так необходимы в жизни.Также в своей работе я использую технологию активизации возможностей личности и коллектива, автором которой является доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования Галина Александровна Китайгородская. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении. Необходимо сформировать знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, усовершенствовать процесс обучения и, используя дифференцированный подход, осуществлять развитие:
Одним из важных условий здоровьесберегающей технологии является рациональная организация урока. От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Учитывая то, как утомление и стресс действуют на растущий организм, можно рассматривать профилактику утомляемости и стресса как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе. Перечислим кратко, на что мы в этом аспекте обращаем внимание во время урока:
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении. Необходимо сформировать знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, усовершенствовать процесс обучения и, используя дифференцированный подход, осуществлять развитие:
Использование новых информационных технологий в преподавании иностранного языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Отмечая все положительные стороны использования информационных технологий, хочется подчеркнуть, однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. А применение информационных технологий следует рассматривать, как одно из эффективных способов оптимизации учебного- воспитательного процесса , и одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя. Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. А когда люди перестают чувствовать "дистанцию" между собой и преподавателем, когда им интересно, весело и приятно с ним общаться - им проще начать разговаривать на чужом языке. Многочисленные приемы, такие как игры, компьютерные технологии, иллюстрированный материал, аутентичные тексты с креативными заданиями являются наиболее оптимальными приемами, способствующими оптимизации процесса обучения иностранному языку. Они вносят оживление в занятия, поддерживают положительный эмоциональный настрой учеников, усиливают их мотивацию. Работа "в парах", "в тройках", участие в дискуссиях на интересующие учащихся темы - все это позволяет учителю учитывать индивидуальные особенности учеников, делать занятия творческими и увлекательными, и в то же время дает преподавателю возможность незаметно для обучающихся осуществлять полный контроль над процессом обучения и постепенно подходить к конечному результату. А именно к формированию всесторонне развитой, образованной личности, способной и готовой использовать иностранный язык как средство общения, средство установления взаимопонимания между народами. Список литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены