РАЗРАБОТКИ
|
Традиции православной культуры и их отражение в декоративно-прикладном искусстве на занятиях в школе.Тетерина Е.Н. Сегодня, когда общество ищет пути духовного возрождения России, обращение к православной традиции особенно актуально, так как окружающий нас социум, несомненно, нуждается в институтах, внедряющих духовно-нравственные компоненты в содержание образования. Православная традиция сегодня рассматривается как традиция культурно-историческая и Церковное Предание. Понятие традиция имеет много значений в научной лексике. В словаре иностранных слов мы можем найти перевод с латыни «traditio» –передача, повествование, который поясняет данный термин. Традиция означает исторически сложившиеся на протяжении многих веков и передаваемые поколениями обычаи, порядки, правила поведения, предание. Православная традиция как категория культурно-исторической традиции, как способ жизнеустроения, характеризуется, прежде всего, нравственными заповедями и культовыми установлениями. Сегодня определено, что является ценностями Православия, какие обычаи, правила, нормы, сложившиеся в течение многих веков в лоне православной культуры как отражение Божественного начала человеческими средствами. Нормы, установления, обычаи, и стали основополагающими в поиске средств организации общей жизни, это законы жизнеустроения социума. Такой подход даёт возможность нам выделять культурно-историческую традицию как светский компонент православной традиции, который положен в основу определения содержания нравственного и гражданского воспитания, а также процесса социализации личности. Православная культура явилась основополагающим фактором развития народной культуры. Сегодня многие православные праздники вошли в жизнь современного поколения как народные. И не случайно, народная культура и традиционное художественное воспитание в духовном становлении личности играет немаловажную роль. Воспитание развитой творческой индивидуальности всецело зависит от мира культуры. У любого из нас сложилось понимание значительной необходимости культуры. Определение в качестве первостепенной задачи воссоздания механизмов преемственности в формировании культуры подрастающего поколения, безусловно, повышает значимость традиций народного художественного творчества и как методологической базы, и как содержательной основы при внедрении содержательной линии программ художественного воспитания детей. Необходимо отметить, что определяющим фактором для разработки содержательной линии предметов образовательной области «Искусство» являются традиции местных национальных, этнических групп. Связь поколений в плане преемственности народной культуры осуществляется через воспитание культурной средой, через естественное «проникновение» в культурные отношения, выработанные и сохранённые многовековой историей развития человечества. Человека с первых дней жизни и до завершения всего его жизненного цикла всегда окружали многообразные культурные традиции. Причём, народная культура соединяла в единую общность материально-духовные связи человека с окружающим его миром. Народная православная культура является объединяющим звеном всех сторон духовной и предметно-практической деятельности человека. В данной атмосфере влияние на определённые точки сознания формирующейся личности протекало естественно, без давления и принуждения, осуществлялось самой жизнью. В соответствии с развитием эмоционально-чувственного восприятия мира ребенок имеет возможность познать народное искусство с разных его сторон, в том числе и православные традиции своего народа. С успехом может приобрести необходимые знания, умения и навыки для творческого самовыражения именно на занятиях декоративно-прикладным искусством в школе. К тому времени, когда ребёнок может осознанно воспринимать действительность, его память оказывается, наполнена разнообразными художественными впечатлениями, образами, представлениями, сложившихся на основе постулатов православия. Подобное становление личности дало толчок не только формированию разносторонней комплексной ориентации в культурной сфере, но и открыло возможности для проявления личных интересов, склонностей, способностей. Так поступательно проходил процесс становления культурного иммунитета в сознании человека, основанием для которого послужили традиции определенной культуры. Не стоит умолять и ценности содержательного аспекта народной православной культуры, которая опирается на многовековые традиции практического преобразования окружающей действительности, развития духовной культуры конкретного народа с его национальной и этнической спецификой и самобытностью. Умение понять красоту мира, природы, человека, постичь его многогранную материально-духовную деятельность через познание национального характера, определённых нравственных и культурных ценностей – самый действенный путь полноценного художественного воспитания личности в школе, для формирования эстетических взглядов и духовно-нравственных приоритетов человека. Появление декоративно-прикладного искусства напрямую связано с религиозными верованиями – ещё очень давно наши предки старались придать физическую форму элементам своего духовного мировоззрения. Несомненно, именно религия, церковь, христианство – дали мощный толчок развитию ремесленной художественной мысли и стали направляющими в становлении самостоятельного и на протяжении многих веков основного направления декоративно-прикладного искусства. Собственно христианская эстетика, которая была намного ярче и разнообразнее языческой, помогла мастерам найти способности, уловить импульсы, которые источала иконопись (ведущий вид искусства средневековья), и отразить их в создаваемых предметах. Решить эту важную задачу, стало возможным в связи с появлением новых техник исполнения: перегородчатой эмали, литых или резных нательных крестов, иконок из драгоценных металлов. Именно серединой XII века принято датировать начало наиважнейшего этапа в становлении отечественного декоративно-прикладного искусства, а окончанием процесса его становления – XV века. Непосредственно в этот исторический период декоративно-прикладное искусство становится более современным: московские ремесленники учатся делать тонкую скань, украшать ее цветными мастиками, совершенствуют умения отливать серебряные рельефы-накладки, полихромная эмаль используется для покрытия фона. В первой половине XIV в. обогащаются и орнаментальные сюжеты, что явилось результатом ремесленной интеграции мастеров Золотой Орды, принявших христианство. Эти люди внесли в ювелирные изделия и предметы церковной утвари известные восточные мотивы. На творчество мастеров, что свойственно для русского церковного искусства малых форм, имеет сильное влияние иконопись, являющаяся теперь не только иконографическим, но и художественным источником пластики. В середине XVIII в. технические приемы существенно обновляются. В это же время наблюдается заметное преобразование традиционных форм изделий. Не смотря на то, что в ту пору в основном создаются светские декоративные изделия, продолжает своё развитие и церковное искусство малых форм. В целом на протяжении XVIII–XIXвв. декоративно-прикладное искусство, как светское, так и церковное прошло путь от барокко через рококо к классицизму. На сегодняшний день декоративно прикладное искусство - это один из разделов изобразительного искусства, произведения которого отличаются по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений. Термин «декоративно-прикладное искусство», который характерен для культуры Нового времени, подчеркивает подчиненное положение декоративно-прикладного искусства по отношению к другим видам изобразительного искусства. Но эстетическое значение произведения искусства стоит намного выше его утилитарных свойств. Произведения декоративно-прикладного искусства (посуда, мебель, другие предметы быта, костюм, оружие, предметы роскоши и украшения, в т. ч. инсигнии - знаки власти и сана - венец, стемма, тиара) соответствуют личности, которой они принадлежат, отражают его деятельность, вкусы, достаток, уровень образования. Однако, материалы, используемые для их изготовления, и техники создания образа во многом соответствуют другим видами пространственных искусств. Детали убора икон Божией Матери (коруна, убрус, рясны, серьги, привесы-мониста, запястья) послужили аналогом женских украшений или на самом деле являлись мирскими ювелирными изделиями, «приложенными» к святыне. Именно народное декоративно-прикладное искусство, являясь немаловажной частью художественной культуры нашего Отечества и всего мирового сообщества, вобравшее в себя богатейший опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант прошлых поколений, даст возможность открытия широкого простора для творчества и развития школьников, сделает жизненное пространство нового поколения нравственно стабильнее и духовно богаче. Помимо древнерусских живописных икон, к православному творчеству относятся знаменитые Новгородские резные иконы из мягкого камня (XVI-XVII вв.), пленяющих взгляд изразцов (XVIIв.), которые являлись украшением интерьеров и фасадов зданий. Темы православия находят отражение в образах народной глиняной и деревянной игрушки, тряпичной куклы, лоскутного шитья, вышивки золотом на церковных облачениях. Все вышеперечисленные виды декоративно-прикладного искусства дети с интересом осваивают уже в начальной школе. Искусство и ремесло народной игрушки тесно связаны с православной культурой, а точнее, с художественной жизнью земной обители. Так город Сергиев Посад – стал центром православия и историческая столица русской игрушки. Это исключительное и символическое соединение. Сергиевская игрушка, как промысел, получила развитие рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Основоположником этого богоугодного дела принято считать самого Сергия Радонежского. В памяти людской свежо предание о том, что Преподобный своими руками резал деревянные игрушки, одаривал ими детей прихожан Троицкой обители. Долгие годы игрушечный промысел жил под крылами Троице-Сергиевой лавры, от нее питался духом и мастерством. Сергиевская игрушка – универсальное слияние живого народного творчества и монастырской художественной культуры, переосмысление православных художественных традиций по законам традиций фольклорных. Данная преемственность послужила ориентиром для расцвета и становления высокого профессионализма искусства и ремесла сергиевской игрушки в XIX веке. И в первые десятилетия XX века культурной питательной почвой для промысла служила обитель. Сергиевская матрешка - яркая и узнаваемая своим стилем во многом обязана иконописи, опыту местных иконописцев. В тесном содружестве с женским рукодельным промыслом шитья и вышивки церковной утвари для монастыря развивалось и ремесло кустарих-одевальшиц кукол. Мать и младенец – основной сюжет в русской народной игрушке. Дама и ребёнок, барыня с близнецами, кормилица с младенцами, мамка, нянька-ведучка – все эти древние образы исследователи связывают с традицией языческой культуры, обряды поклонения женскому божеству, с культом плодородия. Однако очевидно и то, что игрушечные фигурки, статичные , величественно стоящие перед зрителем, являются и проводниками христианской духовной и художественной культуры. Это благодатное влияние нашло отражение в игрушке, сделанной мастерами Сергиева Посада. В кукольном материнстве, наполненном благородной красотой и достоинством, просматривается созидающее животворящее начало особо почитаемого в России образа Богородицы, который всегда сопровождал православного мастера игрушечники. Ранее на Севере России существовал обычай вешать деревянных щепных птиц в красном углу, над киотом с иконами или над обеденным столом. Известный писатель-путешественник Сергей Васильевич Максимов, посвятил свою жизнь народоведению. В его книге «Год на Севере», мы несколько раз находим упоминание о голубках, сделанных из лучинок, «которыми любят украшать потолки своих чистеньких зал все богачи прибрежьев Белого моря». Конечно же, деревянные голубки эти были изготовлены мастерами не только для украшения жилища. Они являлись символами Святого Духа, о чём говорит их название и их местонахождение – в красном углу дома над иконами. Теперь, символическое значение голубка уже забыто, но он «жив» и стал популярной архангельской игрушкой и сувениром. Щепную птицу приносят в дар на новоселье и величают в народе птицей счастья и конструируют на уроках в школе. В монастырях шили раньше и мягкие лоскутные игрушки. Среди изделий монастырского рукоделия можно отыскать даже мяч, любимую детскую забаву. Красивые мячики - гремушки делали насельницы Покровского Хотькова женского монастыря. Тому есть разные свидетельства. Православные сюжеты, символы, традиции мы можем увидеть и в убранстве, строении и декоре народного костюма. Вышивка, русская писанка, резьба по дереву и по кости, творения народного зодчества, домовая роспись и роспись предметов русского быта, лаковая миниатюра, роспись по эмали, ткачество рушников и гобеленов, керамика, изделия из соломки и мочала, поделки из щепы и множество других направлений декоративного - прикладного искусства пронизаны православной культурой. Процесс творчества не имеет смысла, если мастер в своё творение не вкладывает всю свою душу. А душа любого истинного народного мастера – православная, Бога ищущая и за Богом идущая. Для формирования личности современного школьника исторический религиозный аспект использования предметов декоративно-прикладного искусства в окружающей жизни. Ещё со времён Сергия Радонежского, предметы, выполненные своими руками, обогащали духовный мир ребёнка. На всей огромной территории России не найти уголка, где бы исторический опыт не передавался по средствам народного декоративно-прикладного искусства.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены